ПО СВОЕМУ УСТАВУ

Газета "Flash!"

Израиль – государство официально светское. Но фактически – религиозное. Практически вся личная жизнь израильтян отдана под религиозную юрисдикцию. Причем, это касается не только иудеев, но и мусульман и христиан. Кстати, Израиль до сих пор не имеет Конституции.



Лачуги бедуинов в пустыне в окрестностях Иерусалима.


Такие важнейшие вопросы личной жизни, как брак и развод, полностью решаются по религиозным нормам. Нам рассказывали о том, как эти отношения регулируются у иудеев. Так вот, чтобы вступить в брак, нужно получить одобрение соответствующей территориальной религиозной общины. Если добро дано, то община определяет и дату свадьбы. Это целая наука. Дело в том, что свадьба должна произойти в тот момент, когда невеста будет готова забеременеть. Только в эти дни!

Вообще брак в Израиле – дело очень серьезное. Процесс развода – еще тяжелее, чем бракосочетание. Чтобы развестись, мужчина должен оставить женщине на содержание не менее 100 тысяч долларов. Естественно, развод также находится под контролем религиозной общины и религиозного суда. Длится это дело годами. Поэтому разводы – дело очень редкое. Семьи, как правило, многодетные. Отношение к детям и старикам трепетное.

Общество в Израиле милитаризованное. Когда-то мы говорили, что в Советском Союзе народ был милитаризованный. А в чем была милитаризация – в уроках начальной военной подготовки? В военно-спортивной игре «Зарница»? Чтобы узнать, что такое реально милитаризованное общество – нужно побывать в Израиле. Во-первых, воинская служба в этом государстве – обязанность поголовная, для всех, и для мужчин, и для женщин. Если человек не может служить в армии по состоянию здоровья, тогда он несет гражданскую службу: в больницах, на общественных работах и т.д. «Откосить» от службы невозможно – это преступление. Да и общественное презрение такому «уклонисту» гарантировано.



Одна из центральных улиц Иерусалима. Слева – крепостная стена, за ней – старый город с главными религиозными святынями


На площади перед Стеной Плача в Иерусалиме мне довелось увидеть ребят-школьников, собирающихся на военные сборы. Их привезли на больших автобусах специально, чтобы они прикоснулись к святыням перед нелегким ответственным делом. Ребят провожали родители, дедушки, бабушки. Ребята были пока еще не в военной, но в единой форме. Честно скажу, если бы не нужно было торопиться на продолжение экскурсии, я бы посмотрел это зрелище полностью. Но и увиденное впечатлило, особенно когда ребята стали дружно и воодушевленно петь какую-то патриотическую песню. Вот вам и ходьба строем, вот вам и все одинаковые, как «инкубаторские», вот вам и «винтики».

Такая милитаризация вполне естественна. С самого момента своего образования в 1948 году и до сегодняшнего дня Израиль постоянно в состоянии войны. Дети с младых ногтей воспитываются в духе подготовки к войне. Человек с ружьем – это обыденность для Израиля. По дороге из Иерусалима в аэропорт имени Бен-Гуриона наш автобус осматривали дважды. Первый раз на въезде в Тель-Авив. Молодые парни и девчата с автоматами наизготовку, и еще с собакой, обнюхавшей каждого. Второй раз – уже на посту при въезде на территорию аэропорта.

Меры безопасности, конечно, беспрецедентные. Израиль то и дело подвергается террористическим актам различных радикальных организаций. Поэтому здесь к таким суровым мерам относятся нормально, понимая, что это необходимо. Так, служба безопасности в аэропорту с каждым пассажиром проводит беседу. Звучит она примерно так: «Вы подтверждаете, что не везете с собой оружие, взрывчатку, наркотики?». Получается помимо технического контроля еще и своеобразный «детектор лжи». Визуальное наблюдение в воздушной гавани Тель-Авива также образцовое. Секьюрити не зря едят свой хлеб. Так, из числа пассажиров, готовившихся к регистрации на обратный рейс в Анталью, кое-кому пришлось поволноваться. Одна россиянка купила в качестве сувенира куфию – головной убор палестинца. В таком головном уборе всегда был палестинский лидер Ясир Арафат, поэтому его еще называют «арафаткой». В Палестине его продают за 5-8 долларов. Она имела неосторожность положить его в свою сумочку так, что краешек «арафатки» можно было увидеть. Секьюрити этот краешек увидел, и вывел девушку под локоток из очереди. Минут 10 с ней беседовали при помощи переводчика, тщательно проверяли документы, потом отпустили, убедившись, что связей с террористическими организациями она не имеет.

Не повезло и нашему аксакалу из Казахстана. Когда он предъявил паспорт, его попросили отойти в сторону. Огромный верзила – секьюрити, кстати, негр, вертел его паспорт и так и эдак, разве что не нюхал и не пробовал на зуб. В это время маленький аксакал вместе с апашкой стояли перед верзилой навытяжку, ни живые, ни мертвые. Мы уже прошли досмотр багажа, уже готовились пересечь пограничный контроль, а аксакала с апашкой так и не было. За них переживали все. И вот, наконец, они появились. Все сразу кинулись к ним расспрашивать. Оказалось, что паспорт акскал получал почти 10 лет назад, и за это время сильно постарел. Несоответствие фото и «оригинала» насторожило службу безопасности. Хорошо, что до вылета было еще достаточно времени, а так могли бы наши земляки и задержаться в Израиле!

Разговаривая с земляками в очереди, я узнал и почему для граждан Казахстана не ставится штамп в паспорт о въезде и выезде из Израиля, только предъявляется виза. Оказывается, это договоренность нашего и израильского МИДа. Казахстанцы совершают хадж в Мекку. И если визовые службы Саудовской Аравии увидят, что человек побывал в Израиле, то могут и не дать визу на въезд. Факт пребывания в Израиле может их насторожить. Вот так вот все сложно здесь, на Ближнем Востоке.

Кстати, и побывали мы в Израиле в тот момент, когда в секторе Газа шли ожесточенные бои. Многие туристические фирмы на этот период свернули свои экскурсионные туры в Израиль. Это привело к небывалому снижению цен (весь тур, включая авиаперелет, обошелся в 199 долларов с человека) и уменьшению наплыва туристов. Это дало возможность неторопливо и обстоятельно посмотреть все достопримечательности и святые места.

Немного об Иерусалиме. Израильтяне считают этот город своей столицей. Хотя официально он считается городом под международным управлением. Но фактически это абсолютно израильский город с органами управления этого государства. В 1967 году Израиль аннексировал Восточный Иерусалим (арабский) и объединил его с Западным в одну административную единицу. Однако эта аннексия не получила международного признания. Все посольства находятся в Тель-Авиве.

Израильтяне считают Иерусалим главным городом на Земле. Они никогда не скажут «приехал в Иерусалим», или «пришел». В Иерусалим можно только «подняться», потому что это небесный город.

Иерусалим, конечно, впечатляет. Разбросанные по холмам скопления домов, перепады высот, крутые спуски и подъемы, узкие улочки, исторические легендарные места и сооружения придают ему неповторимый колорит. Население – около 800 тысяч человек, 10% всего населения страны. Самые дешевые квартиры здесь стоят 500 тысяч долларов. Это в не престижном районе, вблизи от разделительной стены между еврейской и арабской частями города. Как рассказала экскурсовод – не совсем приятно пить утреннюю чашечку кофе и видеть в окно огромную стену.

Интересно, что для самых правоверных иудеев строятся дома с особой умной системой управления. Например, с лифтами, в которых этаж вызывается не нажатием кнопки, а голосом. Для чего это делается? Тут мы подошли к самой главной иудейской традиции – субботе. Это святой день, когда работать запрещено. Этот день посвящается Богу. Не работают учреждения, магазины, общественный транспорт, увеселительные заведения, все замирает. Так вот, самые правоверные полагают, что в этот день нельзя даже нажимать пальцем на кнопку лифта, это, дескать, тоже работа. Конечно, такой подход – это перебор, но строители учитывают эти пожелания. Наверное, жить в таких домах могут позволить себе только очень состоятельные люди.

Вообще правоверные иудеи стразу отличаются среди других. Мужчины обязательно в черном пиджаке или фраке, черных брюках и туфлях, белой рубашке с галстуком, на голове черная шляпа – котелок, непременно – длинная борода. Как они чувствуют себя в такой одежде на жаре под 50 градусов?

Израиль – капиталистическое государство, но с развитой социальной системой. Религия, фактически являющаяся государственной идеологией, нацеливает людей на воздержанность, как в потреблении, так и в быту, в поведении, нацеливает на взаимопомощь. Экскурсовод Лена рассказывала, что когда они с мужем переехали в Израиль, то соседи, узнав, что они пока без работы, раз в неделю оставляли им под дверью солидный пакет с продуктами. Кто именно проявлял такую заботу – так и осталось неизвестным.

Как и в любой капиталистической стране, здесь преобладающей формой собственности является частная. Но деятельность частных предприятий находится под жестким и неусыпным контролем государства. Некачественная услуга, плохой продукт, невежливое обращение могут иметь самые тяжелые последствия – от огромных штрафов, до закрытия фирмы.

Большое значение в Израиле уделяют отношению к истории. Пока мы ехали по Иерусалиму, затем к реке Иордан, потом к Мертвому морю, нам постоянно показывали исторические места. Вплоть до гор, в которых находятся легендарные пещеры, где укрывались иудейские воины еще периода библейских событий. Показывали и места, связанные уже с новейшей историей. Все это оберегается, охраняется, об этих местах знают, к ним ездят, поклоняются.

По дороге интересно было видеть лачуги бедуинов – кочевых арабов. Они так живут уже тысячелетиями, не меняя своего образа жизни и традиций. Словно и нет света, телефонов и прочих «штучек» цивилизации. Власти не вмешиваются в их образ жизни, и они продолжают кочевать по безжизненной, каменистой, опаленной солнцем израильской пустыне.

К Израилю в мире отношение неоднозначное. Агрессивная политика страны, аннексия территорий соседних государств, тезис о богоизбранности не прибавляет Израилю число его сторонников в мире. Я не являюсь поклонником Израиля, тем более его внешней политики. Но нельзя не признать, что многое в укладе жизни Израиля вызывает уважение. Там живут по своему уставу, хранят традиции, чтят свою историю, довольно жестко регулируют как личную жизнь, так и поведение в быту, воспитывают патриотов и защитников своего отечества. А разве это плохо, разве это не главная задача любого государства? Многому стоит у израильтян и поучиться.

В последующих номерах читателей ожидает путешествие по христианским святыням, рассказ о целебных свойствах Мертвого моря, и рассказ о непростых арабо-израильских отношениях.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

Иерусалим –

Усть-Каменогорск