«Круглые столы» - кратчайший путь к изучению казахского языка

Газета "Flash!"

В последнее время публикуется много материалов о развитии казахского языка и вообще на тему подъема национального самосознания казахов. Тема эта, конечно, весьма актуальна. К сожалению, все авторы или эксперты в данном случае ограничиваются общими разговорами о том, как все плохо, сваливают причины такого положения на «проклятое тоталитарное прошлое». Редко говорят о том, что нужно делать. А еще реже – о том, как помочь тем, кто пытается вести реальную работу по популяризации казахского языка, ищет новые нестандартные решения этой проблемы. Создается впечатление, что просто болтать о «зажиме» казахского языка гораздо выгоднее, чем делать реальное дело. На реальной работе политических дивидендов не получишь. А вот махать кулаками и произносить пламенные речи – это красиво, это показывают по телевизору, об этом пишут в газетах, на этом можно снискать образ «защитника казахского народа». Тех же, кто занимается повседневной работой по продвижению казахского языка – не только не поддерживают, но и ставят им палки в колеса, притесняют, не дают реализовать свои планы и идеи. С огорчением приходится констатировать, что больше всего в этом «отличаются» госчиновники.

За вопросы развития государственного языка у нас ответственно министерство культуры. Достаточно посмотреть на список закупаемых услуг по государственному заказу, и, особенно, на перечень обязательных мероприятий по выполнению этих услуг – и становится понятно, что до того дня, когда казахский язык действительно станет востребованным – еще ой как далеко. В этот момент вспоминаются слова классика: «Жаль только жить в эту пору прекрасную, уж не придется ни мне, ни тебе». Большие сомнения возникают по выполнению программы развития и функционирования языков на 2011-2020 гг. Ведь согласно этой программе, разработанной в недрах минкульта, к 2020 году 95% казахстанцев должны свободно говорить на казахском. Какой же путь к достижению этой цели предлагает министерство? Судя по плану мероприятий в рамках госзаказа, обладатели этого самого госзаказа должны в первую очередь проводить «круглые столы», семинары, конференции, тренинги. Даже расписано, сколько человек в них должны участвовать: на конференции – не менее 70, а в тренинге – не менее 30. Еще нужно составить брошюры, подготовить доклады и т.д. И на все это выделяются миллионы бюджетных денег. Во что же в итоге превращается вся эта бумажно-словесная руда? Только не в практический результат. Есть красивые отчеты, цветастые брошюры, отпечатанные на великолепной бумаге и в суперсовременных типографиях. Но нет реального увеличения числа казахстанцев, владеющих казахским языком.

Наша студия «АЛТ-Астана» уже много лет разрабатывает оригинальные методики продвижения казахского языка. Они рассчитаны, прежде всего, на детей, школьников. Ведь именно в этом возрасте легче всего изучить язык. Изучение возрастной педагогики и психологии показывает, что обучение языку, приобщение к языку успешнее проходит в игровой форме, с использованием ярких, образных предметов, наглядных пособий. Мы разработали уникальное, на наш взгляд, пособие по национальным играм и видам спорта. Записали его на диск. В нем есть и анимация с персонажами казахского эпоса и сказок, игровые задания. В легкой, интересной, доступной форме дети изучают не только слова и выражения на казахском языке, но и знакомятся с народным фольклором, сказаниями, легендарными казахскими героями, познают народные игры. Казалось бы, нашей разработке нужно давать полную «зеленую улицу», тиражировать ее по детским садам, школам. Ан, нет! Министерство больше интересуют «круглые столы». А ведь затраты на нашу методику несопоставимы со всеми этими «круглыми столами» и семинарами.

Такая же судьба и у нашего мультфильма о казахстанских государственных символах. Без ложной скромности скажем, что подобной анимации нет, наверное, на всем постсоветском пространстве. Показать через мультик происхождение наших символов – беркута, юрты, шанырака – наверное, таким способом гораздо проще воспитать у детей уважение и к символам, и к государству в целом, чем делать это через занудные, скучные лекции. Но наши мультики оказались никому не нужны, кроме нас самих. Уже несколько лет мы не можем их никуда пристроить. Хотя по сравнению с миллионами, затрачиваемыми на «круглые столы», стоимость мульт­фильмов – это копейки. Посмотрите опять же на лоты по госзаказу – там нет лота стоимостью ниже 4 миллионов. Все чиновники, которым мы показали мультики, охают и ахают, восхищаются, обещают поддержку и чуть ли не прокат по республиканским телеканалам. Но дальше слов дело не идет.

Для информации. В нашей студии пока нет ни одного работника казахской национальности. Русские ребята делают свою работу, не побоимся этого слова, из чувства патриотизма. Но такой патриотизм, судя по всему, совсем не приветствуется. Гораздо лучше чувствуют себя «патриоты», с пеной у рта произносящие речи о бедственном положении казахского языка. А еще лучше себя чувствуют организаторы «круглых столов». Посидели, поговорили о развитии языка, сделали перерыв на кофе-брейк, получили свои миллионы – жизнь прекрасна! А на следующий год можно получить новый госзаказ. Ведь, на самом деле, если реально большинство населения заговорит на казахском – то ведь денег на эту проблему уже не получишь. А так можно «выбивать» миллионы ежегодно. А как же проблема-то государственной важности!



Коллектив студии

«АЛТ-Астана»