О БЕНЗИНЕ – «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ»

Газета "Flash!"

В бензиновом кризисе, как в зеркале, отражается вся уродливость нашей экономики и полнейшая неспособность высших управленцев решать самые насущные вопросы жизни населения страны. Недавно министр энергетики Владимир Школьник «человеческим языком» объяснил, почему в Казахстане дефицит бензина.


Топлива марки Аи-92 требуется 2,8 млн. тонн, а казахстанские нефтеперерабатывающие заводы производят только 1,8 млн. тонн. Не менее грустная картина и с дизельным топливом. Возникает вопрос: если вы такие умные, то почему не смогли решить эту проблему за 23 года независимости?! Срок вполне достаточный, чтобы построить еще один нефтеперерабатывающий завод, или нарастить мощность действующих заводов.


Сейчас, наконец-то, производится реконструкция Атырауского НПЗ. Завод производит 550 тыс. тонн горючего в год, после завершения первого этапа реконструкции увеличит объем до 600-650 тыс. тонн, причем большую часть составит именно высокооктановый бензин. Второй этап реконструкции увеличит производство топлива до 1,5 -1,6 млн. тонн в год, и весь бензин будет высокооктановым. Завершение второго этапа запланировано на 2016 год. Общая стоимость модернизации – 2,9 млрд. долларов. Большие деньги? Конечно, немалые, но и не запредельная сумма.

Для сравнения. На проведение зимней Азиады – 2011 было затрачено 1,65 млрд. долларов. Предстоящая в 2017 году зимняя Универсиада предварительно оценивается в 2,2 млрд. долларов. Оценочная стоимость международной выставки ЭКСПО – 2017 – 3, 5 млрд. долларов.

Кстати, в программе форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы, которая уже должна быть почти выполненной, запланирована модернизация всех трех НПЗ страны: Атырауского, Шыментского и Павлодарского. Пока же мы знаем о работах только на заводе в Атырау. Реконструкция в Шымкенте только стоит на очереди. Выходит, что по этой важнейшей части индустриального развития программа уже не выполнена! Какая же индустриализация, если бензина не хватает! О строительстве нового нефтеперерабатывающего завода в программе ни слова. Хотя из тех 6,5 триллиона тенге, направленных на реализацию программы, из которых 3 триллиона – это непосредственно бюджетные деньги, можно было бы изыскать средства и для строительства нового НПЗ. Реконструкция НПЗ в Атырау профинансирована на 45% от необходимой суммы Банком развития Казахстана на 13 лет. А реконструкция НПЗ в Шымкенте будет осуществляться также за счет этого Банка, только сам банк привлечет для этих целей кредитную линию китайского Эксимбанка на сумму не менее 1 млрд. долларов.

Вот и получается, что на Азиаду, ЭКСПО и прочие показушные мероприятия мы находим деньги в собственном бюджете. А вот чтобы наконец-то обеспечить страну нефтью – говорим об этой проблеме годами, ничего не делая, а в конечном итоге лезем в долг к китайцам. Вот так вот, на «человеческом языке», мы и поговорили о бензиновом коллапсе. А пока очевидцы рассказывают, что в Риддере невозможно заправиться 92 – м даже по 200 тенге за литр!

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ