ГОСПОДА, ЗАТЯНИТЕ ПОТУЖЕ ПОЯСА!

Газета "Flash!"

Если вы, например, вытащите из кармана впереди идущего прохожего монетку в 5 тенге, что будет? Правильно, вас осудят за воровство. А если вы вытащите эти 5 тенге еще и с угрозами, то это уже будет целый грабеж. А вот чиновники, которые 11 февраля залезли в карманы и кошельки подавляющего большинства казахстанцев, и опустошили их как минимум на треть, не являются ни ворами, ни, тем более грабителями!


Они сидят в уютных залах, чистенькие, гладенькие, и во главе с председателем Национального банка РК Кайратом Келембетовым с умным видом рассуждают, что девальвация национальной валюты кроме блага ничего больше не принесет.



Спокойствие, только спокойствие!


И тут же понеслась мощнейшая информационная кампания, весь смысл которой сводится к одной фразе: «Спокойствие, господа, только спокойствие». Беспокоиться не о чем. Сделано все это исключительно в интересах казахстанских производителей. Экспортеры только выиграют, прибыль у них увеличится, а значит, и поступления в бюджет. Все в один голос, начиная от правительства и до региональных акиматов, заверяют – цены на основные продукты и товары не повысятся, их будут держать под контролем. Если обнаружат повышение стоимости бензина – отзовут лицензию у АЗС. Пока бензина по прежним ценам хватит на 30-45 дней. Об этом заявил премьер-министр Серик Ахметов. Если повысят цены на продукты – будут неприятности у владельцев торговых сетей и магазинов, а также у самих компаний, производящих эти продукты. Ну, а про хлеб, картошку, свеклу, морковку и вовсе не стоит беспокоится. Овощей в стабилизационном фонде завались, а хлебопекам будут давать муку по фиксированной цене. Что у нас там еще? Лекарства? Тоже будут контролировать, и наказывать аптечных королей за жлобские настроения. Одежда? С этим посложнее, но одежда – это все-таки не первоочередное, главное – покушать. А с продуктами власть твердо обещает месяц-полтора держать цены. Тарифы на коммунальные услуги? Тоже обещают продержать первый квартал на прежнем уровне. Так что, вроде бы и действительно беспокоиться не о чем, все должно быть тип-топ.

Да, действительно, профессию сказочника наши власти освоили прекрасно. Только вот они не задаются вопросом – а верит ли хоть кто-то в эти сказки? Конечно, первое время, чтобы сбить накал страстей, по магазинам, аптекам и заправкам будут ходить комиссии, или, как их называют, мобильные группы, и административным путем, угрозами неприятностей, заставлять держать цены. Но ведь к каждому магазину наблюдающего не приставишь. Если так – тогда нужно вообще фиксированные цены на все вводить. А что дальше? А дальше, когда все поутихнет, и народ привыкнет, все пойдет так, как и должно идти.

Уже в тот день, когда только объявили о девальвации тенге, была закрыта большая часть магазинов. Все магазины бытовой техники делали переучет, и устанавливали новые цены. В супермаркетах на прилавках была только скоропортящаяся продукция, в бакалейных отделах было пусто. 12 февраля на оптовке по ул. Мызы были закрыты практически все отделы. В немногочисленных действующих выстраивались огромные очереди. Народ буквально расхватывал сахар, соль, крупы, чай. За сахаром по 165 тенге за килограмм шла чуть ли не битва. Когда запасы этого «дешевого» сахара закончились, страждущие переметнулись к тем отделам, где сладким продуктом торговали по 180 тенге. Вообще на оптовке царила неразбериха. Некоторые торговцы пока решили не выставлять новые цены. А где-то аналогичный продукт уже был на 200-250 – 300 тенге дороже. Те, кто отоварился в «дорогих» отделах, и вдруг замечал еще «дешевые», в отчаянии хватались за голову – мол, надо было еще поискать!

В одной из каморок шла беседа между поставщиком и владельцем «бутика». Поставщик смотрел в смартфон и называл новые цены. Продавец сразу прикидывал на калькуляторе. Мы поинтересовались результатами подсчетов.

– Ужас! Все дороже на 25-30%. Плюс еще наша небольшая накрутка. Что дальше – то будет? Понятно, что продукты все равно будут брать, но люди начнут экономить, отказывать себе во многом, перейдут на самое простое питание, без изысков. А мы торгуем чаем, кофе, конфетами.

Да, при такой «сладкой» жизни явно не до сладенького.

А представьте себе, что происходит сейчас, например, в такой отрасли, как строительство? Ведь стройматериалы практически все импортные. Значит, закупают их за доллары, евро, или, как минимум, за рубли. Выходит, что расходы на стройматериалы вырастут. Увеличится и стоимость строительства. А в договорах уже фиксированная цена, особенно, если стройка ведется за счет бюджетных средств, а таковых строек подавляющее большинство. И что делать? Замораживать стройку, разоряться строителям? Или выделять дополнительные средства? Недавно премьер-министр дал жесткое указание – стоимость строительства жилья по госпрограмме не должна превышать установленных цифр в 100 – 120 тысяч тенге за квадратный метр. Как хотите – так и стройте. А ведь еще нужно и «откаты» отдать, а потом эти средства как-то «отбить».

Вообще жилье теперь станет еще недоступнее. Если «двушка» в панельке стоит 40-50 тыс. «баксов», то дополнительно придется отдать почти 10 тысяч. Ипотека еще обременительнее.

Впрочем, обо всех последствиях девальвации здесь мы говорить не будем. Об этом – специальная подборка на стр.3. Отметим лишь, что начиная с 1991 года, когда пошел безудержный рост цен, народный карман и кошелек власти опустошают регулярно. Все уже позабыли о сгоревших советских вкладах в сберкассах. У кого-то были накопления на машину, у кого-то на кооперативную квартиру. И все рухнуло в один день. Все пошло прахом. Это было первое ограбление.

А затем пошло-поехало. Такие «черные вторники», подобные 11 февраля, случались уже не раз. За последние 15 лет соотношение тенге к доллару менялось так: 80-120-150, и вот теперь новая девальвация. Председатель Нацбанка надеется (!), что курс будет на уровне 185-188!

Да разве только через курс доллара опустошаются наши кошельки! А рост цен, ежемесячный, постоянный. А рост тарифов! А рост стоимости услуг! Сворачивание бесплатного здравоохранения! Увеличение пенсионного возраста! Все и не перечислишь, все способы обогащения одних, и обнищания других.

Можно ли прожить

без «курса доллара»?


– Так что – без этого курса доллара и прожить теперь нельзя? – такой вопрос чаще всего задают наши читатели, обращаясь в редакцию.

От молодых такой вопрос вполне логичен. А вот от старшего поколения слышать его странно. Ведь мы с вами помним, как мы нормально жили, и знать не знали ни о каком курсе доллара. Было это в Советском Союзе. Общенародная собственность и плановая экономика позволяли народному хозяйству страны работать независимо от состояния мировой экономики и колебаний валют. Производство в основном было ориентировано на внутренний рынок, страна сама обеспечивала себя всем необходимым. Цены были стабильными, не менялись десятилетиями, зарплата постоянно росла, население получало невиданные в остальном мире социальные блага. Кроме этого, у нас был громадный общий рынок, общее планирование и разделение труда в рамках общей экономической системы социалистических стран (Совет экономической взаимопомощи – СЭВ). На планете реально существовало два лагеря: социалистический и капиталистический. Когда капитализм штормило и лихорадило, социализм уверенно продолжал свою поступь.

Ситуация стала меняться в середине 70-х – 80-е годы прошлого века, когда престарелое руководство СССР пошло по самому легкому пути, сделав ставку на усиленный экспорт нефти и газа. Вот в этот период мы и стали попадать под зависимость от внешних обстоятельств, в том числе – от уровня цен на нефть и колебаний курса доллара. Порочная модель сырьевой экономики, которая господствует сегодня на просторах бывшего Союза, стала выстраиваться именно в те годы.

Вот что пишет в своей книге «Деньги террора» исполнительный директор Гражданского центра прикладных исследований Сергей Горяинов:

«В свое время СССР рухнул не в результате военного противостояния – силой этого монстра уничтожить было невозможно. Подгнившая идеология, геронтократия, убогий внутренний потребительский рынок – все это тоже сыграло свою роль, но не было главным фактором поражения.

СССР прикончили с помощью манипуляций с ценами на нефтяном рынке. С середины 70-х годов Союз плотно подсел на нефтяную «иглу», и это было началом конца.

Несколькими годами позже Юрий Андропов печально констатировал, что «импорт растет, причем берем «барахло», а не технологию. Западные страны стремятся взять и берут у нас сырье. Остальная продукция просто неконкурентоспособна». Несмотря на полное понимание ситуации, бюджет СССР строился, прежде всего, с учетом на нефтяной экспорт. В конце 1985 года Саудовская Аравия «неожиданно» для остальных участников рынка резко увеличивает добычу и экспорт нефти. В течение нескольких месяцев цены стремительно катятся вниз и падают на 70% (до 6-8 долларов за баррель). СССР форсирует добычу, пытаясь компенсировать падающие доходы объемом поставок. Падение цены сорта Urals ниже себестоимости стало смертельным выстрелом. Бюджет СССР лопнул, как мыльный пузырь, а глупость, трусость и безволие горбачевской команды ускорили процесс развала страны».

В этой же книге Сергей Горяинов пишет:

«России хватило 3-4 лет, чтобы превратиться в страну, экономика которой полностью зависит от сырьевого экспорта; в силу этого прискорбного обстоятельства она не вправе претендовать на роль какого-либо «полюса силы», не говоря уже о тотальной и необратимой потере технологий, научных и инженерных школ».

Такова ситуация на сегодняшний день. И Россия, и Казахстан оказались в полной зависимости от сильных мира сего. Поэтому и любое колебание доллара отзывается на нашей жизни.


Между тем, такую опасность советское руководство во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным осознавало сразу после окончания войны. Сталин пытался создать мощный блок государств, отказавшихся от применения доллара как во внутренних экономических делах, так и во внешней торговле. В этот блок планировалось объединить как ряд европейских, так и азиатских, африканских и южноамериканских стран. Эта инициатива руководителя Советского Союза находила широкий отклик, и в 1952 году в Москве прошло крупное международное экономическое совещание с участием представителей 49 государств. Вот что в частности сказал на этом совещании заместитель министра иностранных дел СССР Д. Шепилов: «Текущие и новые тенденции в мировой экономике и торговле показывают, что наступление американского доллара на все большее число стран усилится. Соответственно, усилится и политическое давление со стороны США. Поэтому, если государства заинтересованы в сохранении самостоятельности своего социально-экономического развития, нужно выработать согласованную, взаимовыгодную систему взаимной торговли и взаимных расчетов, основанную, прежде всего, на стабильности национальных валют. Такой подход позволит создавать единый рынок в составе таких государств». Напомним, что шел 1952 год. А 5 марта 1953 года умер Сталин, и эта деятельность по созданию могучего антидолларового блока была постепенно свернута. Хорошо, что к тому времени уже был создан Совет экономической взаимопомощи, и это международное объединение успешно функционировало до середины 80-х годов, применяя во взаиморасчетах переводной рубль.

Вот какая степень влияния у этого самого «курса доллара» – от цены килограмма сахара до уничтожения целых государств! Поэтому когда национал – патриоты начинают в очередной раз вопить об «угрозе независимости и суверенитету», хочется их спросить: о какой независимости вы говорите? Какая может быть независимость, если жизнь всех без исключения жителей страны зависит от курса валюты другого государства?! Если даже цены рассчитываются в «у.е»!

Нужно только приветствовать пока еще робкие попытки если уж не полностью освободиться от долларового диктата, то хотя бы смягчить его влияние. Одному Казахстану сделать такое не по силам, это совершенно понятно. А вот в экономическом союзе с Россией, Беларусью и другими странами – можно. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже высказывался на эту тему большой статьей в одной из российских газет. Он назвал доллар дефекталом, то есть дефектной мировой валютой и призвал перейти на новую валюту. С 1 января 2015 года должен начать функционировать Евразийский экономический союз. Первым шагом в противодействии долларовой экспансии мог бы стать перевод во взаимных расчетах внутри союза на другую валюту – или рубль, или совершенно новую. Например, алтын, как предложил Назарбаев.

А вообще рецепт самостоятельности и независимости один – своя собственная сильная экономика. Другого рецепта нет.

Где найти место

для еще одной дырки?


Весьма символично, что девальвация (кстати, это слово очень старательно обходят стороной в телевизионных репортажах и в публикациях официальных газет, говорят о «корректировке курса национальной валюты») произошла совсем скоро после обнародования Стратегии «Казахстан – 2050». Вот так и начинается наш путь к прекрасному и светлому будущему, которое, согласно Стратегии, ожидает нас в середине XXI века.

Впрочем, на взгляд некоторых деятелей, не все так мрачно. Первый казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров, выступая на патриотической акции в Усть-Каменогорске, сказал так:

– Как изменилась к лучшему жизнь восточно-казахстанцев за последние годы! Вчера (речь идет об 11 февраля 2014 года – автор) я прошел по городу. Мне радостно видеть, что на лицах людей уже нет озабоченности, зато есть уверенность, люди стали добрее, веселее, они верят в будущее.

Получается, что в день очередной девальвации космонавт не увидел озабоченных людей, а встречал только веселых и уверенных. Где он их увидел – из космоса, что ли? Или речь идет о тех, с кем ему довелось общаться?

Думай – не думай, господа, а пояса затянуть после девальвации нам, простым смертным, придется еще туже. Нужно делать еще одну дырку. Только вот места для новых дырок уже почти не осталось.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ