ЗА ЧТО ПЛАТЯТ ПАССАЖИРЫ АВТОБУСОВ?

Газета "Flash!"

22 января состоялось очередное заседание рабочей комиссии по обсуждению вопроса о повышении тарифа на проезд в автобусах Усть-Каменогорска. Заседание проходило в закрытом режиме. Впервые за многие годы журналистской деятельности я был удален из зала!

– Мы Вас не приглашали, – примерно так обосновали свое решение некоторые члены комиссии.

На мое резонное замечание, что обсуждаемый вопрос имеет огромный общественный резонанс, председатель комиссии, заместитель акима города Максут Исахов сказал, что журналистов проинформируют о результатах.

– Значит, мне придется сообщить читателям, что городская власть не хочет, чтобы процесс обсуждения такого важного вопроса был открытым и прозрачным, – возразил я Максуту Пернебаевичу.

– А Вы нас не пугайте! – парировал заместитель акима.

Упаси Боже, Максут Пернебаевич. Пугать я никого не собираюсь, да и меня сложно запугать, всякое видел и пережил. Я только констатирую факт. Весьма примечательный факт.

От народа в комиссии есть несколько человек. Это депутат городского маслихата Станислав Каримов, председатель Совета самоуправления города Серик Оразбайулы, председатель совета ветеранов Иван Губарев, руководитель движения ветеранов «Поколение» Марина Соловьева. Мы обратились к Марине Михайловне с просьбой рассказать – о чем же шла речь на этом заседании.

– Заседали почти три часа, но так ни к чему и не пришли, – говорит Марина Соловьева. – Накануне комиссии я потребовала, чтобы нам предоставили все расчеты. Мне привезли целый том расчетов, времени было мало, я успела лишь бегло просмотреть. На нескольких десятках листов только расчеты затрат. Нет никакой информации о доходах! Поймите, я не хочу заглядывать в чужой карман, но мы совершенно не знаем – а какие же доходы получают владельцы автопарков от перевозок пассажиров? Нам говорят только об убыточности перевозок. Но так не может быть. Для владельцев автопарков это бизнес, прежде всего бизнес. И не может быть, чтобы годами они вели бизнес в убыток себе. Они получили автопарки готовыми, с гаражами, мастерскими, бытовыми помещениями, и, скорее всего, как и было в период приватизации, приобрели все это за чисто символическую цену. И что – все это время несут только убытки? Почему тогда они не откажутся от этого бизнеса, не отдадут парки государству?

Вполне резонные вопросы задает Марина Михайловна. Не в бровь, а в глаз! Уже давно поднимается этот вопрос – а каковы вообще экономические взаимоотношения владельцев автопарков, руководства автопарков и водителей? Сами водители при условии полной анонимности говорят, что они берут автобусы в аренду у автопарков, работают как индивидуальные предприниматели. Ежедневно платят владельцу аренду, суммы называются в десятки тысяч тенге. Все, что остается после уплаты аренды и направляется на зарплату водителей и кондукторов, бензин, ремонт и другие расходы. При таком раскладе получается, что только с одного маршрута, если на нем работает десятка полтора автобусов, владелец парка имеет сотни тысяч тенге в день, а то и миллионы. Кстати, такая схема была выявлена прокуратурой в трамвайном парке, и по этому факту было возбуждено дело.


Как вы понимаете, это неофициальная информация. Поэтому утверждать мы ничего не можем. Мы задали этот вопрос акиму города Темирбеку Касымжанову. Его заместитель Владимир Головатюк ответил, что «в соответствии с действующим законодательством ограничены права исполнительных органов власти по вмешательству во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Это касается взаимоотношений между владельцами транспортных предприятий и их работниками, а также организационной структуры предприятий».

Итак, городской аким не хочет «лезть» в эти дела. А может быть и не желает.

– Я подняла этот вопрос на заседании комиссии. По моим самым приблизительным подсчетам, если, к примеру, за аренду автобуса водитель платит 50000 тенге в день, то годовая выручка собственника при наличии хотя бы пяти автобусов на маршруте составляет около 17 миллиардов тенге! Представители автопарков категорически отвергли эту схему, и даже посмеялись над моими расчетами, – рассказывает Марина Соловьева. – Они сказали, что все водители и кондукторы у них в штате, и получают зарплату, с которой уплачиваются налоги.

Похоже, что о реальной схеме финансовых взаимоотношений в транспортных компаниях, осуществляющих городские перевозки, узнать довольно сложно. А надо бы. Ведь горожане должны знать, что же все-таки, входит в стоимость проезда! Ответить на этот вопрос могли бы сотрудники прокуратуры, финансовой полиции, налогового комитета. А оно нужно им?

Между тем, нестыковки в приведенных транспортными компаниями цифрах, видны невооруженным глазом. Не нужно быть великим экономистом, чтобы увидеть эти противоречия. Так, например, приведены данные по уплате налогов. ТОО «Рост» заплачено за 2013 год 3 106 814 тенге обязательных пенсионных взносов. Как вы знаете, пенсионные взносы составляют 10% от зарплаты. Выходит, что общий годовой объем зарплаты в ТОО «Рост» составляет чуть более 31 млн. тенге. Между тем, в приведенных расчетах на повышение стоимости проезда экономисты ТОО «Рост» указывают затраты на зарплату водителей и кондукторов только одного маршрута №60 в сумме 60 млн. 725 тыс. тенге, при средней зарплате водителя в 81300 тенге, а кондуктора – 50300 тенге. Получается, что только по одному маршруту №60 должно поступить пенсионных взносов более 6 млн. тенге, а у них по всему предприятию поступило всего чуть более трех миллионов! А маршрутов ТОО «Рост» обслуживает 13 городских, 2 – пригородных и 3 – микроавтобусов. Как так может быть? А такая ситуация и может быть, когда водители юридически являются индивидуальными предпринимателями и сами уплачивают пенсионные взносы и социальные отчисления. А непосредственно в ТОО зарплату получают только административные работники.

«Экономико-математическая модель формирования тарифов регламентирует перечень нормативных затрат перевозчиков, включает в себя расходы перевозчиков по статьям: на топливо; на смазочные материалы; на проведение ремонта и ТО; на автошины; амортизационные отчисления; общая сумма зарплаты водителей и кондукторов; накладные расходы. Другие затраты перевозчика при рассмотрении тарифа во внимание не принимаются» – сообщает редакции заместитель акима города Владимир Головатюк. Хорошо, а где интерес собственника транспортной компании? Ведь где-то же он должен быть, других источников поступления денег, кроме оплаты билетов за проезд нет! Или собственники вообще ничего не имеют с этого бизнеса, и все средства направляют на производственные затраты? Такие патриоты, конечно, могут быть, но в это слабо верится.

Кстати, об обновлении парка. «За период с 2012 по 2013 годы перевозчиками было приобретено 36 автобусов марки Daewoo Bs 106 (пр-во Казахстан), 8 автобусов YutongZr (пр-во КНР), 3 автобуса ПАЗ – 4234 (Россия), 2 микроавтобуса марки Dyngfend и Kynshan (КНР) и 2 микроавтобуса ГАЗ-322132.

Обновление, вроде бы есть. Вот какое мнение по этому поводу у секретаря городского маслихата Александра Абакумова:

– Давайте мы при решении вопроса о повышении тарифа на проезд будем учитывать обновление парка. Если перевозчик направил средства на новые автобусы, то и повышение проезда вполне обоснованно. Давайте мы будем отдавать предпочтение тем, кто приобретает новые транспортные средства.

Трудно не согласиться с главным депутатом города.

– От городского маслихата в работе комиссии принимает участие депутат Станислав Каримов. Я поддерживаю его точку зрения, что к этому вопросу нужно подходить комплексно. Нельзя категорически отвергать необходимость повышения тарифов. Но если уж повышать, давайте действовать по всем направлениям. Давайте приводить в порядок дороги, остановочные комплексы. Давайте на конечных остановках делать пункты обогрева и отдыха для водителей и кондукторов. Давайте наладим безукоризненный график движения, снабдим автобусы GPS – навигаторами. Давайте поднимать работу городского общественного транспорта на более высокий уровень.

Горожане и общественность ставят вопрос о создании государственного автопарка. Вот что по этому поводу сообщает заместитель акима Владимир Головатюк: «Для его создания требуются очень значительные финансовые средства (требуется покупка подвижного состава – автобусов и микроавтобусов, собственная территория со складами, боксами, и другими производственными помещениями), которые в бюджете города отсутствуют, а также создание специального городского отдела для отслеживания работы транспортного предприятия». Насчет автобусов и боксов – это логично. А вот зачем отдел создавать? Уже есть Центр управления пассажирскими перевозками!

Контролируется ли в городе пассажиропоток? Помнится, что даже в советское время, когда билет в автобусе стоил 5 копеек, а в трамвае 3 копейки, и тогда регулярно на каждом маршруте работали студенты, которые фиксировали количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке. Сейчас что-то такого контроля не видно. Марина Соловьева считает, что пассажиропоток не учитывается.

– Нужно ввести провоз пассажиров не по билетам, выпускаемым автопарками, а по нумерованным государственным билетам. Билеты должны быть, как документы строгой финансовой отчетности. Тогда будет понятна общая по городу выручка перевозчиков. Пока же можем только верить приведенным цифрам. Например, по маршруту №60 по данным ТОО «Рост» перевезено 4 млн. 082 тыс. пассажиров. Получается, что выручка по этому маршруту при стоимости в 60 тенге составила 244 920 000 тенге. А общую сумму затрат на этот маршрут без НДС перевозчик подсчитал в 217 929 700 тенге. Получается, даже при цене в 60 тенге этот маршрут рентабельный!

А вообще, как сообщает Владимир Головатюк, последний раз пассажиропоток изучался в городе в 2005-2006 годах. «В связи с развитием 16, 19, 20 жилых микрорайонов, а также строительством досуговых и спортивных центров, вопрос изучения пассажиропотока становится актуальным и в настоящее время рассматривается возможность выполнения работ по изучению реального пассажиропотока и пересмотру маршрутной сети города».


И, наконец, еще один злободневный вопрос – о льготах.

«Касательно льготного проезда пенсионеров старше 70 лет сообщаю, что в 2013 году администратором программ по финансированию бесплатного проезда этой категории граждан выступал городской отдел занятости и социальной защиты. Однако, в связи с принятием постановления правительства РК №504 от 21 мая 2013 г. «Об утверждении типовых правил оказания социальной помощи…» ни один пенсионер не подходит по категориям для получения льготного проезда, в связи с чем в 2014 году выделение финансовых средств для компенсации перевозчикам расходов по бесплатному проезду пенсионеров через городской отдел занятости и социальной защиты не представляется возможным. Областным управлением занятости и социальных программ направлено письмо в министерство труда и социальной защиты населения РК об упрощении отбора категории нуждающихся граждан. На сегодняшний день ответ на письмо не получен.

К сожалению, согласно Единой бюджетной классификации РК бюджетные программы для отнесения расходов на компенсацию за льготный проезд пенсионеров в городском пассажирском транспорте отсутствуют, в связи с чем выделение финансовых средств для компенсации перевозчикам убытков от бесплатного проезда пенсионеров через другой уполномоченный орган не представляется возможным», – сообщает заместитель акима города Владимир Головатюк.

– Я считаю, что по бесплатному проезду ветеранов налицо полная недоработка власти. Неужели нельзя найти возможность поддержать ветеранов?! Их осталось немного, тех, кому за 70 лет. Большинство уже передвигаются только по квартире, да и то с помощью родственников. Стоило нам обратиться к руководству трамвайного парка, повстречаться с директором Анатолием Успенским, как он сообщил нам, что вопрос будет решен. Власть должна выполнить свой долг перед старшим поколением и найти способ решения этого вопроса, – заявил председатель городского совета ветеранов Иван Губарев.

– Уважая старшее поколение, нужно найти компромисс и дать льготу пенсионерам, как это сделали на маршруте №17. Там пенсионеры платят 30 тенге, и этот маршрут всегда полный. Приближается дачный сезон и нужно подумать о скидках на дачные маршруты. Вообще разговоры о том, что нет средств на бесплатный проезд для ветеранов, считаю неуместными. Власть находит 450 миллионов тенге на содержание футбольной команды «Восток», это 3 миллиона долларов. Получается, что каждый футболист обходится в 20 миллионов народных денег! Можно сделать вывод, что футболисты, спортивные успехи которых весьма плачевные, а на матчи ходят несколько сот зрителей, дороже для власти, чем ветераны, которые построили этот город!

Если нельзя финансировать проезд через бюджет, нужно найти средства. Пусть это будут спонсоры, пусть будут средства благотворительных фондов, город у нас богатый, промышленно развитый, и стыдно за такое наплевательское отношение к ветеранам. Кстати, после комиссии ко мне подошли перевозчики и сказали, что если стоимость проезда будет 80 тенге, то они будут возить пенсионеров бесплатно. А почему всегда действуют на раскол? Одним «кинуть кость», чтобы замолчали, а что – наши дети и внуки богачи, что ли? Им ездить на работу, на учебу, откуда у них лишние деньги? – говорит Марина Соловьева.

Действительно, ТОО «Дайда», у которого один-единственный маршрут №17, нашло возможность льготы для пенсионеров! Кстати, с 24 февраля эта льгота отменяется. Сами «дайдовцы» решили ее отменить, или на них «надавили», чтобы не «дразнили» пенсионеров?

Да, вопросов по проезду и его стоимости очень много. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Вопрос о повышении стоимости проезда пока остается открытым. Комиссия решила изучить пассажиропоток в пятницу, воскресенье и понедельник. И затем вернуться к этой проблеме. Повис в воздухе и вопрос о проезде пенсионеров.

– Мы глубоко сомневаемся, что дополнительные доходы от повышения проезда пойдут на зарплату водителей, кондукторов, механиков, слесарей. Низкий поклон им, особенно водителям и кондукторам, которые тяжким трудом зарабатывают свой хлеб, и перевозят нас. Если бы мы твердо знали, что они станут жить лучше после повышения, то и разговоров бы не было. Но, похоже, что им от этого повышения ничего не достанется, – говорит житель города Николай Грязев.

Если транспортным компаниям есть что возразить этому общепринятому мнению, мы готовы предоставить им такую возможность. Но для этого нужно сказать обо всем честно и открыто. Чтобы горожане знали – а за что же они платят, приобретая билет на автобус?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ


P.S. В Караганде решение о повышении стоимости проезда до 80 тенге вызвало бурный протест горожан, люди даже выходили на несанкционированный митинг. Набирает силу движение за отказ от общественного транспорта. Добросердечные владельцы машин готовы подвозить «безлошадных горожан» по пути своего следования.