«ПАРТНЕРСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ» РАЙОННОГО АКИМАТА

Газета "Flash!"

В информационном центре ВКО аким Глубоковского района Нурлыбек Шерубаев провёл брифинг с участием областных СМИ.

В ходе встречи Н. Шерубаев проинформировал журналистов о социально-экономическом развитии Глубоковского района в текущем году, а также о проблемных вопросах, путях их решения и планах на будущую перспективу.


Нужно отдать должное пресс-службе Глубоковского акимата. Ее работники приготовили для участников брифинга прекрасно изготовленные (на отличной бумаге, в цвете) буклеты, в которых выпукло отметили цифры по активному развитию района, его макроэкономические успехи. Буклеты содержат массу полезной информации, представленной в длинном перечне цифр и диаграмм. Особенно «продуманно» выглядят диаграммы, где маленькие чёрные цифры наглядно подкреплены яркими столбиками, квадратами и конусами, от которых цифры успехов, или отдельных проблем смотрятся несколько иначе, чем, если доверять лишь сухим цифрам. Посудите сами. Так, в диаграмме, посвящённой сравнению объёмов произведённой промышленной продукции в районе в 2012 и 2013 годах, указано маленькими цифрами, что произошло увеличение с 24, 4 млрд. тенге до 25,7 млрд. тенге, то есть приблизительно на 5-6%. Однако размещённые под цифрами наглядные столбцы различаются по высоте более чем в два раза! Ещё более убедительно выглядит диаграмма по объёмам сельскохозяйственной продукции. В этом секторе экономики района зафиксированы темпы роста, на 4% опережающие прошлогодние. Это достижение продемонстрировано в представленных на диаграмме конусах, различающихся между собою по высоте примерно раза в три! Так что, если не рассматривать в оптику цифры в диаграмме, можно подумать, что урожая, надоя и прочего приплода глубочане выдали в текущем году на порядок больше, чем в прошлом! Возможно, составители буклетов и правы. Позитивные изменения нужно ярко демонстрировать, а не цепляться к устарелым привычкам реалистического изображения пропорций.

Однако перейдём к более серьёзной информации. Её представил глава администрации района. В своём докладе он перечислил вполне знакомые направления хозяйственной деятельности района. Эти направления хорошо всем известны и они ежегодно отображаются в схожих по формату отчётах. Вот тезисы по сельскому хозяйству: «Модернизация и обновление парка сельскохозяйственных машин. Решение проблем по семеноводству. Поднятие мясо-молочного производства через развитие крупных крестьянских хозяйств, рассчитанных на сотни голов КРС. Продолжение поддержки в создании сети мини-откормочных площадок на 5-6 голов КРС, в каждом личном крестьянском подворье. Серьёзно развивать пчеловодство. Ввести обучение основам пчеловодства уже со школы. Увеличить за счёт распространения этого промысла занятость сельского населения и доходность крестьянских хозяйств».

Что же, цели вполне резонные, хотя и не блещущие новизной. Но какова причастность к претворению этих планов в жизнь администрации района?

Здесь мы подходим к теме неадекватного порой понимания текущих государственно-экономических реалий сегодняшнего дня со стороны части населения. Оно никак не может взять в толк, что сегодняшний аким района, далеко не чета прежнему секретарю райкома по возможностям воздействия на хозяйственную жизнь. Это раньше региональный лидер имел достаточный ресурс власти по проведению в жизнь директив и планов вышестоящего руководства. Нынешние главы администраций не имеют и половины тех возможностей. В итоге можно наблюдать такую работу местных администраций по реализации правительственных планов.

Ставим вопрос акиму района:

– В чём заключается деятельность исполнительной власти района по продвижению плана модернизации и обновления парка сельскохозяйственных машин?

– Вообще-то эту программу проводят республиканские лизинговые компании, банки, различные инвестиционные фонды и так далее, выдавая льготные субсидии, займы и прочие услуги на покупку новой техники или её аренды. А там уже личное дело крестьянских хозяйств – подписываться под этими условиями. Участие исполнительной власти заключается в популяризации этой программы, агитационной работе с населением, прежде всего. Мы не можем кого-то заставить, или принудить к участию в программе, но вот разъяснить населению, сделать правильный выбор, наша прямая задача.

Вот и всё участие местной власти. Но в отчёты подаётся так, как будто благодаря именно её полнокровному участию продвигаются хозяйственные проекты.

Примерно то же можно сказать и по другим направлениям экономики, озвученным на брифинге акимом района. Возьмём пчеловодство. Красиво звучит – будем изучать со школы, создадим широкие кадры пчеловодов, накачаем мёда в достатке для торговли по Республике и зарубежью. Но почему так медленно развивается отрасль, сулящая в теории приличную прибыль в бюджет населения и региона в целом? Ведь о медовом прорыве говорится уже много лет из уст чиновников различного ранга. А прорыва всё нет. Всё дело в том, что в отрасли производства и реализации мёда царят те же порядки, что и в производстве других сельскохозяйственных продуктов – муки, мяса, молока. То есть, основную прибыль получают не производители, а перекупщики. В разговорах с пасечниками слышатся те же мотивы, что и с производителями других продуктов – Сбытом владеют перекупщики. Хорошо если дают по 500 тенге за 1кг, а на местах и того дешевле скупают. Потом этот мёд «выныривает» на рынках уже по 1200-1400 тенге. А сам в розницу много ли продашь по хорошей цене? Оттого и цены высокие держатся, и стремления по увеличению сбора мёда нет. Что толку, если перекупщики не дают подняться планке рентабельности?

А власти больно надо с ними бороться. Это хлопотно, а результативность, как у Дон Кихота с ветряными мельницами. Да ведь у некоторых чиновников, наверняка и доля есть в оптовом бизнесе. Не напрямую, так через подставу. А потому проще отгородиться заученной фразой, на все рыночные времена – «мы не можем устанавливать цены, не имеем полномочий».

Но, по крайней мере, в отчётах забота районных властей о развитии экономики видна. Где – то местную власть можно даже пожалеть – то полномочий у неё не хватает, то рычагов управления недостаточно, то чрезмерное вмешательство республиканских правительственных властей мешает ей развернуться, как следует. Но, иногда знакомясь с отдельными аспектами работы районной администрации, начинаешь вопрошать – за что ей сочувствовать? Может, как раз наоборот – благо, что ей полномочия подрезали, пока она вовсе не распоясалась?

По заветам Великого комбинатора

К таким выводам поневоле приходишь, слыша ответ из уст районного акима на вопрос по поводу скандала со строительством стадиона в посёлке Глубокое. Подробно эта история освещена на страницах нашей газеты ещё в начале года. Если кто подзабыл перипетии этого дела, вкратце напомним.

Летом 2011 года бывший глава Глубоковского района Владимир Кошелев затевает в райцентре строительство стадиона с искусственным покрытием. В сентябре в Глубоком должно состояться выездное заседание областного акимата с участием акима области. Самый удобный момент показать себя руководству области в необходимом для дальнейшей карьеры свете. Кошелев обращается по телефону в известную карагандинскую фирму «Карат», занимающуюся возведением подобных объектов и уговаривает руководство фирмы провести срочное строительство стадиона, с непременной оплатой на словах всех работ в сумме не менее 30 млн. тенге. При этом, ни о каком государственно-частном партнёрстве речь не шла. Фирма уложилась в договорные обязательства, сдав объект в срок и с отличным качеством. Покрыла суперсовременным искусственным травяным покрытием футбольное поле. А вот районное руководство от своей обязанности по оплате работ решило добровольно отказаться. Уже новый аким района Н. Шерубаев привёл своё мнение – у района нет оснований платить, пусть пробуют взыскивать через суд.

Он, надо полагать, заранее знал позицию суда по этому вопросу. Суд обратил внимание, что не «допускается приобретение товаров, услуг, работ, не предусмотренных утверждённых планом госзакупок». А потому счёл договор фирмы с районным спорткомитетом незаконным, так как он не был обеспечен бюджетным финансированием и заключён без процедуры госзакупок!

Ювелирная работа Глубоковского руководства! В определённых кругах такие афёры называют – «разводкой лохов». То есть, с самого начала Кошелев знал, по какому сценарию будут развиваться события. Ведь никаких денег на строительство стадиона нет и не будет! Ни из бюджета, ни из других источников.

Далее, Кошелев сначала пересел из районного в областное руководящее кресло, а затем и вообще благополучно ушёл в бизнес. Новый аким Н. Шерубаев, по началу создавал видимость поиска средств на оплату. Затем, наверное почувствовав свою позицию неуязвимой, стал заявлять, что строительство якобы изначально велось по программе государственно-частного партнёрства, а значит фирма «Карат» в добровольном порядке построила стадион для района.

На данном брифинге вновь главе района был задан вопрос о выплатах фирме «Карат».

– Намерен ли акимат Глубоковского района погасить долг перед фирмой в более чем 30 млн. тенге?

Аким:

– Акимат ничего никому не должен! Строительство проходило в виде добровольного партнёрства. Фирма «Карат» является монополистом в своей деятельности и имеет значительные доходы. Подарить стадион детям – для неё ничего не стоит. Если же они захотят что-то требовать, пусть обращаются в суд.

Вот такая забота о детях, сильно напоминающая аферу Остапа Бендера по «добровольному» сбору средств для обездоленных детишек Поволжья.

В презентационном проспекте Глубоковского района, розданном журналистам на брифинге, на первом развёрнутом листе, на фоне фотографии акима района, приведены его слова, должные по мысли их автора указывать на главное направление в деятельности акимата Глубоковского района: «Мы придаём исключительно важное значение созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в районе. Частно-государственное партнерство – наша главная задача на сегодняшний день.

Ведение бизнеса в Глубоковском районе откроет Вам широкие возможности занять устойчивые позиции на региональном и общеказахстанском рынке».

В переводе с высокопарного на простой язык, можно было высказаться и так – несите Ваши денежки в район. Только вот кто понесет после такой нехорошей истории с «кидаловом» фирмы «Карат»?

Кстати, рынок уже прореагировал на политику акимата в области «добровольного» партнёрства. Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал упал по сравнению с 2012 годом со 113 до 82%. Вот во что обходятся экономике района игры районного руководства в «добровольное партнёрство».

Сергей МИХЕЕВ