ДЕНЬГИ В ТРУБУ, или АМЕРИКАНЦЫ РАЗВЯЗЫВАЮТ КОШЕЛЬКИ

Газета "Flash!"

Американская компания AES уверяет общественность, что в ближайшие два года вложит в энергетику Восточного Казахстана 10 с половиной миллиардов тенге прямых инвестиций.Это случилось впервые за 13 лет монополии янки в нашей энергетике. Просто праздник какой-то!



О предполагаемых грандиозных проектах поведал президент энергогенерирующих компаний AES в Казахстане Мамытхан Салибеков на торжественной закладке капсулы вентиляторной градирни на территории Усть-Каменогорской ТЭЦ. Правда, накрывать праздничный дастархан рановато. Главный АЕSовец Казахстана сразу же предупредил о непременном ежегодном росте тарифа за тепло и горячую воду минимум на 7-8%. При этом он попытался успокоить собравшихся, заявив, что, дескать, были годы, когда тарифы поднимались на 15%. Так что, уважаемые земляки, грандиозные проекты намечаются за наш с вами счет! Впрочем, как и всегда в американской практике.

По его словам, подрядчики уже приступили к реализации проекта строительства градирни – первого этапа программы модернизации электростанции с установкой турбоагрегата станции мощностью 80 МВт. Общая стоимость проекта составляет 2,5 млрд. тенге. Планируемый срок ввода в эксплуатацию комплекса «Градирня» – август 2012г.

«Строительство объекта – требование Водного Кодекса страны ко всем энергетическим станциям. После ввода установки в строй, необходимое количество воды будет циркулировать на ТЭЦ. Не значительные очищенные сбросы будут охлаждаться до температуры +12. Раньше с энергостанции воду сбрасывали при температуре + 28 градусов. Это негативно сказывалась на экологии реки Ульбы. Помимо этого запуск градирни позволит вырабатывать дополнительную электроэнергию», – пояснил М. Салибеков.

Всего же по информации представителей американской компании в 4 энергообъекта региона, а именно в У-Ка ТЭЦ, Согринскую ТЭЦ, У-Ка ГЭС и Шульбинскую ГЭС они намерены вложить 10 с половиной миллиардов тенге. По заверениям владельцев заокеанской компании через какие-то полтора года вода, сбрасываемая в Ульбу, станет значительно чище, и её количество уменьшится в разы. Энергетики провели пышную презентацию этого проекта. Между тем, другие предприятия, сбрасывающие воду в Ульбу, уже давно переходят к практически полному замкнутому водооборотному циклу.

Необходимо отметить, что до заключения соглашения с профильным министерством, АЕS за 13 лет нещадной эксплуатации доставшегося ей практически даром оборудования вложила во все 4 энергообъекта Восточного Казахстана смехотворную сумму – 3,9 миллиарда тенге. Получается, что если бы не давление Министерства энергетики и природных ресурсов на руководство компании, то энергетики и дальше продолжали бы игнорировать сложную экологическую ситуацию на ТЭЦ. Между тем, все 13 лет деятельности AES в Восточном Казахстане власть постоянно уличала компанию в сомнительных коммерческих схемах. В конце прошлого десятилетия республиканская комиссия (с участием экс-директора антимонопольного департамента области и сенатора Александра ГУСИНСКОГО) определила себестоимость энергии, вырабатываемой на Усть-Каменогорской ГЭС, в четыре тиына. Однако AES, пропустив дешевые киловатты через цепь аффилированных фирм-посредников, сделала их гораздо дороже.

Население области конечно же сильно волнует ситуация с тарифами, но экологический аспект тревожит его ещё больше. По статистике, в нашем городе 90% выбросов диоксида азота исходят от предприятий теплоэнергетики. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха этим вредным веществом вносит никто иной как «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ» – 70,85%! Порядка 4 тонн диоксида азота в год выбрасывает в воздух труба У-Ка ТЭЦ. Около 3 тонн – добавляет Согринская ТЭЦ. 413 кг выбрасывает «Казцинк», 200 кг – котельные «Тепловых сетей», порядка полтонны – все частные домовладения, использующие печное отопление, вместе взятые. Остальные предприятия города практически не выбрасывают диоксид азота, так как ничего не жгут. Компания, которая позиционирует себя, как ярого борца за экологию, за 13 лет ни тиына не вложила в установку специальных фильтров, нейтрализующих диоксид азота.

Администрация предприятия уверяет, что снизить количество выбросов диоксида азота «не представляется возможным», так как во всём мире до сих пор нет технологии, позволяющей это сделать. Однако, в соседней России несколько лет назад на Тольяттинской ТЭЦ был впервые в мире внедрен и уже успешно действует метод нейтрализации окислов азота на основе селективного некаталитического восстановления. Суть новой технологии заключается в том, что в топку котла во время сгорания угольной пыли впрыскивается аммиак. В результате – соединения азота разлагаются до молекулярного азота и воды, что на 70% снижает вредные выбросы! Теперь, в соответствии с законодательством, энергетикам придётся на порядок снижать выбросы в атмосферу и устанавливать улавливающие фильтры. Получается, что теперь это головная боль не самой американской компании, а её китайских подрядчиков, которые выиграли тендер. Именно они должны сделать всё возможное, чтобы снизить выбросы диоксида азота.

На Согринской ТЭЦ установят новую турбину мощностью 58 мегаватт, разработают проекты по реконструкции второго и третьего котлов, разработают проекты на установку эффективных систем золоулавливания и внедрения системы пылеподавления. На У-Ка ТЭЦ установка фильтров пока не планируется. Да и топить ТЭЦ пока будут всё тем же, не совсем качественным углём, добываемым на территории Семипалатинского ядерного полигона. Этот уголь многие считают небезопасным. В связи с добычей на земле, где совсем недавно проводились ядерные взрывы, возникает вопрос о возможной радиоактивности этого угля. Руководство компании объясняет применение такого угля тем, что закуп топлива производится по итогам тендера, а как известно конкурс выигрывает тот, кто предлагает наименьшую сумму. В данном случае – поставщики каражыринского угля. Странная позиция. Низкая цена является главным критерием отбора поставщиков угля? А такие критерии, как качество, безопасность, разве не выше, или хотя бы не равнозначны критерию цены? Ведь были уже две нештатные ситуации, связанные с низким качеством этого угля: в 2005 году – на Согринской ТЭЦ, и в 2006 году – на Усть-Каменогорской. А затраты на ликвидацию аварий кто-нибудь подсчитывал? Вопрос о качестве угля Каражыры поднимался уже на уровне акима области, в частности, о повышенной зольности и содержании серы. Так, Бердыбек Сапарбаев на заседании правительства сказал, что котлы ТЭЦ ВКО «при строительстве были ориентированы на уголь Кузбасса. Сейчас они потребляют каражыринский уголь, что намного снижает аварийностойкость агрегатов».

Что касается суммы в 10 с половиной миллиардов – то, в принципе, это не так уж и много, если учесть, сколько они выжали из оборудования предприятий и собрали с населения за коммунальные платежи за 13 лет. Если перевести эту сумму на «зеленые», то получится всего 70 млн. долларов.

Впрочем, есть и положительные сдвиги, если энергетики достроят градирню в срок и по плану, то ожидается, что надёжность работы ТЭЦ повысится. К тому же она сможет дополнительно вырабатывать 145 млн.кВтч/ электроэнергии в год. И весьма возможно, что после этого не будет причин для веерных отключений. Правда, могут найтись иные… А уж если установят фильтры для уменьшения выбросов диоксида азота – то будет совсем хорошо, дышать станет легче. Но, наверное, дело это не ближайшего будущего.



Антон СЕРГИЕНКО