К Евразийскому союзу

Газета "Flash!"

71% опрошенных казахстанцев поддерживают идею создания Таможенного Союза. Это данные опроса, проведенного Центром социальных и политических исследований «Стратегия». Начало работы Таможенного Союза – пожалуй, одно из главных политических и экономических событий уходящего года. Союз состоялся несмотря на оголтелую шумиху, поднятую национал-патриотами и демократами. Чем только они не грозили – и акциями протеста, и требованием отставки правительства, создали даже движение «Защита независимости», которое, правда, потом как-то потерялось. Осенью они снова выступили с заявлением о том, что ТС и Единое экономическое пространство – угроза суверенитету и потребовали проведения референдума по этим вопросам.


Надо отдать должное руководству Казахстана – как говорится, шахановы, туякбаи, абиловы лают, а караван интеграции идёт. Идёт последовательно, настойчиво, целеустремлённо. Идея Нурсултана Назарбаева о Евразийском Союзе, озвученная им ещё в 1994 году, обретает всё более реальные черты. Казахстан, Россия и Беларусь не задерживаются на промежуточных станциях этого пути. Уже практически сформирована правовая и договорная база Единого экономического пространства. Произошло это в Москве 9-10 декабря, за неделю до празднования Казахстаном 19-й годовщины независимости. Ни Президент, ни правительство не побоялись упрёков со стороны своих оппонентов, что, дескать, поступились суверенитетом перед Днём Независимости.

А вот заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев считает, что ТС и ЕЭП не только не уменьшат суверенитет Казахстана, но и даже сохранят его: «Если сейчас отказаться от вступления в ЕЭП, то можно смело прогнозировать, что через несколько лет после того, как кончится нефть, Казахстан окажется либо в числе несостоявшихся государств, или переферийных государств, являющихся сырьевым придатком. Мы уже потеряли значительную долю суверенитета, так как экономическая политика определяется транснациональными компаниями, макроэкономическая политика определяется требованиями международных финансовых институтов – полагает экономист.- Я бы не рискнул сказать, что мы проводим самостоятельную экономическую политику и в будущем рискуем оказаться полностью под диктатом этих организаций. Снизить такое давление можно только в составе более крупного регионального образования»,- уверен Канат Берентаев.

И это позиция, учитывающая экономические, да и политические реалии наших дней, а не всхлипывания ура-патриотов о независимости. Кстати, такой же позиции придерживается и большая часть предпринимателей. Так, на семинаре в Усть-Каменогорске по разъяснению договорно-правовой базы Таможенного Союза, который проводила Национальная экономическая палата «Атамекен», предприниматели больше говорили, как усовершенствовать новое таможенное законодательство. Это было предметное, деловое обсуждение, без воплей об угрозе суверенитету.

Да, какая-то часть предпринимателей пострадала, особенно те, кто ориентирован на поставки из Китая. Таможенные пошлины на товары из третьих стран, не входящие в ТС, значительно выросли. В итоге впервые за годы независимости товарооборот из Китая по итогам 9 месяцев уменьшился на 9%. Определенные трудности могут испытывать и те производители, чьи товары ещё не могут составить достойную конкуренцию российским или белорусским. В то же время стали активно создаваться казахстанско-российские и казахстанско-белорусские совместные предприятия. Казахстан в 2,4 раза увеличил экспорт в Россию и Беларусь изделий из металла, в 1,4 раза – химической продукции, есть прирост по текстильным изделиям. В бюджет поступило таможенных платежей в 3,4 раза больше, чем в прошлом году.

Конечно, идея интеграции трёх стран несколько омрачена состоянием российско-белорусских отношений, вернее отношений глав этих государств. Но, думается, это явление временное. Ведь даже самые яростные противники Таможенного Союза в Казахстане признают, что вслед за ЕЭП неизбежно встанет вопрос финансового союза и создания единой валюты, а за ним – и элементы политической интеграции, то есть тот самый Евразийский Союз. Будут ли наши дети и внуки частью этой великой евразийской общности, или будут замкнуты в национальных границах – зависит от нас.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ