СЛОВО И ДЕЛО

Газета "Flash!"

«Доктор Смерть»

В самый канун нового 2010 года в Усть-Каменогорске случилось ЧП – да не районного, а гораздо более крупного масштаба. И определенные выводы уже можно сделать. Ранним утром участковая медсестра в буквальном смысле убила свою пациентку у нее дома. С умыслом, или по недомыслию – разбирается следствие. Но факт налицо – 85-летняя сердечница Надежда У. скончалась на своей кровати еще до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Дело в том, что 29-летняя медсестра Айгерим К. ввела старушке вместо 0,7 кубов коргликона, предписанных врачом, дозу 10-кратно большую – аж 7 «кубиков»! Семь пустых ампул от лекарства было изъято полицейскими на месте преступления. Оперативно-следственная группа Ульбинского отдела полиции по адресу прибыла незамедлительно и констатировала «остановку сердца вследствие ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медицинским работником». В тот же день по ст.114 УК РК, предусматривающей наказание до 5 лет лишения свободы, было возбуждено уголовное дело. Подобный случай в Усть-Каменогорске, увы, не первый – небезопасна наша медицина…



Разгул не состоялся

Любопытно, но факт – количество преступлений, совершенных в 2009г. снизилось по сравнению с 2008 годом. Факты – упрямая вещь, и они уже опровергли унылых скептиков, год назад кричавших о неминуемом росте преступности во время кризиса. И не просто пророчивших, а буквально вопивших с экранов телевизоров, со страниц газет о том – де, что девятый вал преступности захлестнет нас именно в 2009 году, а многих даже сметет…Ан нет – не захлестнул, и не смел. То ли полицейские стали работать лучше, и профилактика преступлений дала свои плоды – то ли люди в большинстве своем оказались более сознательными – не грабить пошли, а работать стали больше и усердней. Число краж, разбоев, угонов автомашин и некоторых других преступлений заметно уменьшилось. К примеру, в 2008г. в Ульбинском районе Усть-Каменогорска было зарегистрировано всего 3267 преступлений, а в 2009 – 3195.

Иной скептик из-за недостатка информированности может решить, что-де полицейские пошли по пути наименьшего сопротивления и попросту отказываются регистрировать заявления всех граждан. Это вовсе не так. Теперь принимаются жалобы у любого потерпевшего, даже если ущерб самый что ни есть минимальный – скажем 500 тенге и пара ссадин. Причем делается это все под строгим контролем прокуратуры. Прятать, укрывать заявления нет смысла.

Преступления укрывали в эпоху расцвета цифровой, или «палочной» системы – отчитался по бумаге, значит молодец! Больше «палок», т.е раскрытых дел, чем в другом отделе – значит премия! И не важно было, что одной равнозначной «палкой» оформляли и мелкую кражу, и крупный разбой с применением огнестрельного оружия. Теперь в полиции стараются дистанцироваться от всем набившей оскомину системы. И оценивать работу по реальным делам. Английский Скотланд – Ярд и французская жандармерия и раньше не стеснялись демонстрировать процент раскрываемости преступлений – не выше 40%. И ничего – не теряли свой авторитет перед населением и правительством. А в Казахстане даже в период «криминальной революции» начала 90-х годов XX века пытались дотянуть раскрываемость если не до 100%, то уж до 90%, как минимум. При огромной массе незафиксированных правонарушений можно было и 120% нарисовать! Люди не верили стражам правопорядка, предпочитая разбираться сами. Итогом многочисленных разборок стали не только сожженные офисы, взорванные машины, но и сломанные судьбы многих тысяч людей. Целое поколение выросло в неприятии государственно-правовой системы, в неуважении к ней. Этому в немалой степени способствовала и коррупция, пронизавшая все официальные (и силовые в том числе) структуры снизу до верху.

Сейчас положение понемногу начинает выправляться. Полицейское начальство не так строго как раньше «снимет стружку» за бумажные показатели. А в правительстве и Мажилисе Парламента страны всерьез рассуждают об отмене «палочной» системы у силовиков.

– Мы ведем огромную профилактическую работу, – говорит начальник Ульбинского отдела полиции подполковник Максат Мукашев. – Широкой массе населения она порой не видна, буднична, но приносит свои результаты. Тщательно отрабатываем общежития, питейные заведения. Общаемся с родителями и родственниками молодых выпивох и мелких хулиганов, и те начинают контролировать своих отпрысков. Активно занимаемся розыском преступников, бдительно надзираем за теми, кто освободился из колоний и тюрем… Одним словом, стараемся предотвратить преступления, а не «срубить палку» по факту его раскрытия! В итоге количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и ранее судимыми уменьшилось. Да и не только среди этих категорий. Видимо, работать стали лучше…



Слуга государев

Рабочий день у начальника Ульбинского отдела полиции ненормирован, начинается ранним утром, а заканчивается, бывает, за полночь. А если, не дай Бог, ЧП – убийства, разбой, могут и в 2 часа ночи выдернуть, и в 5 утра. Должность Максат Мукашев выслужил ногами и головой – и никаким другим местом!.. Не из чинодралов, забившихся в щелях, и там, в тени этих кабинетных норок, делавших карьеру. А из тех оперов, что пришли на службу в переломные 80-е годы, и несмотря на все катаклизмы и реорганизации остались в строю. Его любимая поговорка: «Настоящего оперативника, как и волка, ноги кормят». А ещё смышленый ум, наблюдательность, цепкость. Всю жизнь на земле, среди людей. И участковым работал, и в убойном отделе. Три года занимал должность начальника Левобережного отдела полиции. С июля 2009 г. – начальник Ульбинского ОП, самого большого в Усть-Каменогорске и, пожалуй, самого криминогенного в регионе.

Ульбинский район – это огромная территория площадью 6014 гектаров, на которой проживает больше половины населения города – 187 тысяч человек. (Согласно официальной статистике в областном центре обитает 297 тысяч, с нелегалами – порядка 320 тыс.). В районе 20 высших и средне-специальных учебных заведений. Соответственно, весьма велик процент молодёжи, приехавшей в город из районов. Среди них немало без особых моральных устоев, с большими огрехами в воспитании и далеко неуважительным отношением к Закону, чужой собственности и даже к жизни.

– 60% от общего числа краж происходит из-за сотовых телефонов. Однако, люди зачастую сами провоцируют преступления,- делится Максат Насигазинович. – В 3 часа ночи возвращаюсь домой, идёт навстречу пьяненькая барышня, и громко по мобильнику разговаривает. Провоцирует она преступников? Однозначно! Дал я ей совет, но послушает или нет – вопрос. Или в ресторане выпивший мужчина идёт в туалет, оставив на столике сотовый телефон и бумажник. Возвращается – ничего нет. Работники заведения, якобы, не при делах. Посетителей человек 40. Что нам прикажите делать? Поголовный обыск учинять? Закон запрещает! С таким безалаберным отношением к своей собственности – в любом городе мира ограбят! Многие молодые люди, потеряв мобильник, врут родителям, что их ограбили. А часто бывает – найдём преступника, а сам потерпевший его опознать не может! Потому что пьян. Сколько времени зря теряем…

– Но ведь находите во многих случаях?

– С мобильниками проще – пробиваем по базе данных, и устанавливаем место положения телефона (и грабителя, если рядом) в радиусе трёх метров. Участились кражи с автомашин, оставленных владельцами без присмотра – во дворах домов, у подъездов. Снимают шины, воруют автомагнитолы. На днях мы задержали две группы автоворишек – все четверо студенты местных вузов, приехали на учёбу из ближайших сёл. «Красивой» жизни им захотелось!..

– Теперь сядут?

– Не факт. Если возместят ущерб потерпевшим – разойдутся за примирением сторон. Будут ли учиться дальше? Этот вопрос на совести руководителей их вузов. Мы проинформируем. Но я опять подчёркиваю – потерпевшие и здесь сами провоцируют преступления! Надо же хоть иногда мозги включать! Поставьте машину на охраняемую стоянку – и спите спокойно. Так нет! Грошовая экономия выходит боком. Мы проводим беседы с жителями многоквартирных домов через участковых, расклеиваем объявления в подъездах, но до всех пока не доходит…

– А угоняют машины часто? На Западе это прибыльный бизнес.

– Вот сюда их, видимо, и пригоняют на продажу! А чтоб угоняли здесь? Нет, не часто. Или прокатиться, или на запчасти. Но, как правило, находим угнанные.

– Новогодние и рождественские праздники позади Как они прошли?

– В целом, спокойно. По городу два убийства, бытовых, по пьянке. Несколько краж с автомашин – ловим.

– Интересные дела бывают? Не примитив?

– Самые умные преступники – мошенники. Это не шпана, не «бычары». У них мозги, обаяние! Отслеживают, к примеру, предпринимателя от банка с деньгами, стоит ему остановиться – заболтают… Смотрит – а барсетки с деньгами нет! Или другие всевозможные аферы, как перепродажа машин, квартир… В общем, с мошенниками приходится повозиться. Но для молодых оперативников и следователей – это хорошая школа. Доказывать вину интеллектом, а не кулаками.

– У вас разве подозреваемых не бьют?

– Нет. Строго слежу за этим. Любого человека с жалобой приму без проволочек. Собираюсь номер своего мобильника повесить на стенде возле дежурной части – пусть мне люди сообщают обо всех нарушениях.



«Хочу в тюрьму!»

Многие помнят фильм с таким названием, главный герой которого, российский комический артист Ильин, в годы перестройки рвался в голландскую комфортную тюрьму, где и подкормиться было можно, и человеком себя почувствовать, без попранных прав и свобод! Совсем скоро и у нас откроется нечто подобное – на улице Стахановской, по соседству со зданием Ульбинского ОП. Заведение, именуемое новым ИВС (изолятором временного содержания) с перерывами из-за недостатка финансирования строили более двух лет. Но, наконец, под присмотром представителей ОБСЕ возвели, и в конце января, в присутствии высоких полицейских чинов, руководства города и области намереваются торжественно открыть. Разрежут красную ленточку, и – милости просим, граждане сидельцы! Люкс, полулюкс… В общем, не тюряга, а отель, в натуре.



Девять комфортабельных номеров (тьфу, камер!) рассчитаны на 35 человек. Есть одноместка, двух, четырёх и шести-местка, в каждой – индивидуальная кровать (шконка), отдельный туалет и раковина для умывания. При желании можно в камеру и телевизор с холодильником затянуть! От такой спонсорской помощи никто не откажется. В помещении строго поддерживается температура – не ниже 22 градусов тепла. (Вот бы в иных квартирах так грели зимой!). На завтрак каша и чай, на обед – борщ, гречка с котлетой или мясом, на ужин – макароны с маслицем. На 490 тенге в денежном эквиваленте. Спортзала, правда, ещё нет, как в голландских тюрягах, но… лиха беда начало! Гуманизация, етти её! Полицейские из райотдела хохочут, что и сами б посидели в таких приличных условиях, передохнули от забот повседневных. Но потом становятся серьёзными: кто ж тогда шпану и иную нечисть будет ловить?!

Из 6016 преступлений, зарегистрированных по Усть-Каменогорску в 2009 году на Ульбинский райотдел приходится свыше половины – 3195. Из них тяжких – 716. Общая раскрываемость по городу – 47,4%, по Ульбинскому району – 44,6%. Но это лишь верхушка айсберга. Обращений и вызовов в минувшем году в райотделе было зафиксировано 35836, в книге учёта записей (КУЗ) зарегистрировано 13645 заявлений. А в каждом надо разобраться, провести дознание. Объём работы больше, чем в Астане! Не говоря уж про иные районы ВКО. Даже в зарекомендовавших себя бандитскими Зыряновске и Риддере втрое меньше преступлений – 1040 и 1024 соответственно. В других же деревнях и весях по сравнению с Ульбинским районом и вовсе тишь да гладь, да Божья благодать. В Глубоковском – 585, Бескарагайском – 123, а в Абайском – аж 86 преступлений за год! Можно не торопясь ковыряться в любом деле, хоть о пропавшем курёнке. В Усть-Каменогорске – другая нагрузка, другой ритм жизни, но «ульбинцы» с ним справляются.

– У нас лишь одна просьба к людям! – восклицает подполковник полиции М.Мукашев. – Обращаться к нам лучше сразу, в первые минуты после совершения преступления. Центр оперативного управления (ЦОУ) отслеживает весь город видеокамерами, патрульные работают оперативно – по ориентировке сразу задержат. Главное – не терять время! И, по возможности, меньше пить…



Сергей ВАСИЛЬЕВ