ХОЧЕШЬ ПОСОБИЕ? ЖИВИ В «РЕЗЕРВАЦИИ»

Газета "Flash!"

Как известно, в США коренное население – индейцы, до сих пор проживают в резервациях и за это милостиво получают от правительства денежное пособие. Но только в том случае, если не переходят границы резервации. В противном случае, руководствуясь, видимо, «демократическими ценностями», правительство самой «образцово-показательной» страны в мире, лишает таких дезертиров всякой материальной помощи. Ну, это у них там, в Ютах и Невадах, а мы обратимся к нашим палестинам.



В декабре 1992 года был принят Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Этот Закон установил статус граждан и территорию, пострадавших вследствие ядерных испытаний, определил виды компенсаций, льгот и их размер, образовал четыре зоны заражённых территорий по степени их загрязнения ядерной радиацией и указал в них дозы, оказывающие вредное воздействие на здоровье населения.

И вот житель Усть-Каме-ногорска Акпасов Кошкен Сарипович, пенсионер, имеющий более 42 лет трудового стажа, в том числе и в заражённой зоне, проживавший с 1949 по 1963 годы в Жана-Семейском районе Семипалатинской области и подпадающий, согласно ст.6 Закона РК к зоне максимального радиационного риска, обратился в Управление труда, занятости и социальной защиты населения ВКО с просьбой о надбавке к пенсии в размере 1,75 МРП, согласно ст.13 данного Закона. Да не учёл заслуженный ветеран способностей отечественных законоведов создавать шедевры правовой казуистики. Так, ст.2 Закона говорит: «Граждане, выехавшие из районов максимального радиационного риска на другое место жительства, пользуются льготами, предусмотренных Законом», но по ст.13 одним только словом: «Граждане, проживающие на данных территориях, имеют право на надбавку к пенсии», останавливает действие ст.2 и переводит её к странному (если не сказать больше) правовому нормативу, носящему так называемый отсылочный характер (на язык так и просится другое замещающее слово). И куда бы потом не обращался Кошкен-ага: к депутату Мажилиса, в Министерство труда и социальной защиты РК, в суд, его везде «отсылали» к ст.13 и к выделенному там слову –приговору – «проживающие».

Отчего же такая дискриминация? Этим словом все в своё время покинувшие зону полигона, оказались как бы недопострадавшими что ли? А теперь попытайтесь представить такую чудовищную аналогию. Чудом выживший в блокадном Ленинграде человек, уезжает к пенсии, скажем на юг. Подлечить пошатнувшееся здоровье, а его за это сразу исключают из списка льгот, положенных для ветеранов-блокадников. Абсурд! Даже в России хоть и с волевым нажимом отменено похожее крючкотворное положение о квартирах ветеранам войны. У нас же господа, занимающиеся законотворчеством, по- прежнему держат глухую оборону. А цена-то этой «бараньей» обороне – копейки в масштабе страны.

Давно пора исправить в ст.13 Закона вместо «проживающие» – вставить «проживавшие и проживающие». Это было бы справедливо ко всем людям, имевшим мужество жить и трудиться на заражённой территории. Ведь на дворе 2010 год, а не 1992, когда мало кто толком, скрупулезно знакомился с данным Законом, потому что он тоже тогда носил больше популистский «отсылочный» характер и денег по нему не платили. А пока, суть да дело, думает Кошкен-ага как ему лучше поступить: ждать ли изменений в ст.13, когда прибавку дадут всем, вновь ли вернуться на землю отцов, в Жанасемейский район, где «дым отечества так сладок и приятен», хоть и отдаёт радиацией, зато нет препонов к заветной прибавке. Или махнуть на неё рукой и податься к американским индейцам в Неваду на ПМЖ. Благо акклиматизироваться долго не нужно – один родимый фон. Да и получать там пособие от дяди Сэма на правах аборигена резервации.



Сергей МИХЕЕВ