РОЛЬ ПОДПИСИ В БОРЬБЕ ЗА СОБСТВЕННОСТЬ

Газета "Flash!"

Создаётся такое впечатление, что немалая часть народа с приходом на нашу землю «рыночных отношений» только и думает, как бы обмануть ближнего. Это подтверждают и учёные. Недавно со страниц печати своими выводами поделился Леонтий Бызов – ведущий научный сотрудник института социологии Российской Академии наук. Он говорит, что в период нефтеносных «урожаев», с ростом числа миллиардеров и духом наживы, потребительства – нравственные ценности общества полностью деформировались. В ходе социологических опросов опрошенные отмечают – доминирование в окружающих их людях таких качеств, как чёрствость, жадность, готовность ради денег перешагнуть через нормы морали, хамство и цинизм. У нас в Казахстане, да и на всём постсоветском пространстве (кроме Беларуси) ситуация такая же.

Название передачи «Борьба за собственность» на российском телеканале НТВ весьма точно отражает главное содержание современной эпохи. Борьба за собственность идёт по всем направлениям и во всех масштабах. Начиная от борьбы за контроль над нефтяными месторождениями и заканчивая борьбой между соседями по садово-огородному участку за право перенести забор на 50 см дальше. Народ продумывает самые хитроумные схемы, чтобы оттяпать у ближнего своего квартиру, машину, дачу, на худой конец, хотя бы какой-нибудь телевизор. В эти схемы втягиваются и люди, по своему служебному положению выдающие важные документы, ставящие решающую в цепочке обмана подпись или печать. Втягиваются, наверное, не по недомыслию, а вполне сознательно. И небескорыстно.

В схеме отбора собственности большую роль играют нотариусы. В городе Риддер один из нотариусов заверила подпись в заявлении о безбрачии. Ее клиентка, получив нотариальное удостоверение, оформила в банке кредит под залог недвижимости – квартиру и кафе. Хотя в этот момент она состояла в законном браке. Заложенное в банке имущество является совместно приобретённым. И для получения кредита необходимо согласие мужа.

Но на этом «кидалово» супруга не закончилось. Она обращается к этому же нотариусу с просьбой оформить договор дарения автомобиля на себя от имени супруга. В договоре дарения она расписывается и за себя, как за «одариваемую», и за супруга, как за «дарителя». Договор нотариально удостоверяется, и автомобиль переходит в собственность женщины.

Позднее следователь приходит к выводу, что в действиях нотариуса не было никакого умысла, и она была введена в заблуждение. Получается, что каждый может зайти к нотариусу, предъявить какие-то липовые бумаги и подписи, «ввести в заблуждение» – и стать собственником чужого имущества? А потерпевший потом годами будет доказывать в судах и прочих органах, что его обманули. Хотя, ничто не мешало проверить то же самое семейное положение, сделав запрос в ЗАГС. А уж договор дарения, насколько нам известно, оформляется в присутствии и дарителя, и одариваемого.

Ну, а уж в следующем случае следователь признал вину. Правда, не нотариуса, а её помощника. Помощник помогла этой же женщине оформить доверенность от имени совсем посторонних людей на право распоряжаться их имуществом. Интересно, что в числе «доверителей» оказалась и давно ушедшая в мир иной старушка. Получив такую липовую доверенность, наша героиня поспешила продать квартиру своих «благодетелей». Когда обман выяснился, было заведено уголовное дело. Но его прекратили в связи с амнистией по случаю Дня Независимости. Так весьма предприимчивая героиня и не менее предприимчивая помощник нотариуса ушли от наказания.

А в Семее история с продажей дома, где также замешан нотариус, ещё более запутанная. Сначала нотариус оформляет свидетельство о праве на наследство на дом на имя Тынышбаева (все фамилии – вымышленные). Но сам Тынышбаев заявления о праве на наследство не писал и даже не знал об этом. Как выяснила экспертиза, заявление от его имени написала помощник нотариуса. В этот же день после получения псевдозаявления нотариус оформляет право на наследство. В архив о выдаче этого свидетельства она сообщает только через три года, когда сестра Тынышбаева начинает восстанавливать справедливость через суд.

Затем по дальнейшей хитроумной цепочке появляются вызывающие сомнения техпаспорт дома, паспорт полевого обмера, где вместо подписи Тынышбаева стоит подпись Акишева. В итоге всё завершается тем, что Акишевы и продают этот дом, оставляя Тынышбаевых ни с чем. Схема довольно сложная и её описание займёт много места. Суть в том, что как и в риддерской истории, ключевое звено – нотариус.

Следствие идёт уже несколько лет, но состава преступления в действиях нотариуса и Акишевых следователи не находят. Единственная надежда у Тынышбаевых появилась после отмены прокурором области постановления о прекращении уголовного дела. Но пройдёт ещё немало времени, прежде чем они смогут доказать свою правоту. И смогут ли?

О, сколько нам открытий чудных готовит наше жестокое время в деле облапошивания народа! И не дай Бог оказаться на месте потерпевших, когда ты узнаёшь, что твоё жильё кто-то без твоего ведома продал. Куда же мы катимся, господа-товарищи? К всеобщей войне всех против всех? Весёленькая перспектива.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ