САМОЗАНЯТЫЕ – ЭТО БЕЗРАБОТНЫЕ

Газета "Flash!"

Выступление первого секретаря ЦК комсомола Казахстана А.Н. Тюменцева на заседании «круглого стола» по проблемам самозанятого населения.

Уже давно подмечено, что власти сегодня очень стараются заменить слова, понятия, определения, которые совсем не красят картину нынешнего социально-экономического положения, на какие-то более нейтральные, сглаживающие, а то и совсем не понятные слова и определения. Так, у нас не принято говорить о нищете, мы говорим о каком-то прожиточном минимуме, черте бедности. Если сказать, что в Казахстане проживают несколько миллионов нищих – это будет звучать как приговор всей общественно-политической и экономической системе. А вот если сказать, что у нас несколько миллионов, живущих ниже прожиточного минимума или ниже черты бедности – звучит уже по-другому.

Исходя из этих же соображений было придумано и весьма странное определение – самозанятое население. Вряд ли еще где-то в мире используют такое определение. Даже компьютер, когда я набирал текст выступления, подчеркивает это слово красной чертой – машина этого слова просто не знает. Вообще в мире в таком случае используют совсем другое слово, куда более подходящее – безработные. Безработный, безработица – это звучит угрожающе, но это горькая правда. А вот самозанятый… Человек ведь занят, чем-то занимается, как-то себя обеспечивает – вроде бы никакой беды нет. Реально же это сладкая ложь. Самозанятый, говоря своими словами – тот же безработный. Власть предоставила человека самому себе, он оказался перед жесткой необходимостью – или погибать, или каким-то образом выживать. И человек вынужден сам себе находить источник пропитания. На заседании социального совета фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе приводились данные, что среди официально занятого населения самозанятые составляют 33% – третью часть. Кстати, интересно, что правящая партия заинтересовалась этой категорией только на 19-ом году независимости. Но это только официально занятые, т.е те, кто как-то зарегистрировался в налоговом комитете, или хотя бы работает по разовым талонам. Но к тем же самозанятым нужно отнести и население, которое кормится только со своего огорода, неофициальных таксистов, строителей-отделочников, которые ищут клиентов по объявлениям. А почему сюда не отнести и тех же попрошаек, шкуляющих на улицах у сердобольных прохожих по 40 тенге на проезд? Или тех же проституток, ударно трудящихся на ниве коммерческого секса? По большому счету, воров нынче тоже можно отнести к самозанятым. Ведь они нашли свой, пусть и не законный способ добывать средства на жизнь. А разве законно, разве по законам юридическим и человеческим вышвыривать людей на улицу, закрывая предприятия и оставляя их, как бездомных животных, перед фактом добычи себе пропитания любой ценой?!

Получается, что практически большая часть трудоспособного населения в условиях т.н рыночной экономики оказалась вынуждена сама себе придумывать работу или любой другой источник пропитания. Интересно, что при этом число чиновников значительно увеличилось по сравнению с советским временем, когда была всеобщая и полная занятость населения. У нас даже есть специальное министерство труда и социальной защиты населения. Только вот непонятно, какого труда это министерство? Если труда самозанятых, то никакой заслуги чиновников в этом нет. Народ сам нашел себе способ жизни. Если у нас как минимум половина населения кормит себя сама, без какого либо участия государства, то, значит, и чиновников этого министерства и его подразделений на местах нужно сократить наполовину. Пусть тоже перейдут в категорию самозанятых, сами поищут способ проживания. Например, займутся огородом. Физический труд на свежем воздухе полезен, и продукты будут свои – картошка, варенья, солонина. Или пойдут на панель. Или торговать на рынок – в мороз и жару.

Самое страшное в том, что самозанятые – это, как правило, люди самого трудоспособного возраста. Опрос перед уже упомянутым заседанием фракции «Нур Отан» показал, что более трети опрошенных самозанятых имеет среднее специальное образование, 28% – высшее образование. Эти люди могли бы творить, делать открытия, новые технологии, учить детей, а они вынуждены в лучшем случае торговать на рынке тряпками. При этом почти 30% из них имеют доход от 20 до 55 тысяч тенге. По сути, копейки при нынешней дороговизне. Вот так распорядился пресловутый рынок, вышвырнув народ с высоким образовательным и жизненным потенциалом из процесса созидательного труда. А ведь человек живет не в последнюю очередь и для того, чтобы оставить после себя какой-то след на земле. Нашему старшему поколению можно позавидовать – они оставили после себя дома, города, заводы, космические корабли, книги, научные открытия, знамя Победы над поверженным рейхстагом, наконец. А что оставит после себя нынешнее поколение? Сплошные рынки?

Как руководителя комсомола меня не может не беспокоить тот факт, что немалая часть самозанятых (к сожалению, статистика умалчивает – какая именно) – это молодежь. Действительно, у молодых нет никаких перспектив занять достойное место в жизни. Особенно у сельской молодежи. Качество образования на селе значительно уступает городскому (тоже не очень высокому, кстати). Поэтому попасть на бюджетные места в вузах шансов мало. А денег на платное образование нет. Вот и тянется сельская молодежь в города, поселяясь на заброшенных дачах и пополняя в лучшем случае ряды торговцев, в худшем – криминала. Да и городская молодежь вынуждена идти или на рынок, или в шабашкину бригаду на случайные заработки, или таксовать. Молодые отсекаются от каких-либо общественных отношений, у них нет никакой перспективы, они лишены пенсионных отчислений, отпусков, медицинского обслуживания, какой-то перспективы роста, самореализации. Для власти, наверное, такое положение выгодно. Разрозненным народом, занятым только проблемой самовыживания, легче управлять и манипулировать. Но вот выгодно ли такое положение самому народу?

Думаю, что решать проблему самозанятых нужно с ликвидации самого термина. Надо назвать вещи своими именами – это безработные, вынужденные сами добывать себе кусок хлеба. А то у нас получается, что на селе вообще нет безработицы. Ведь у каждого сельчанина есть огород, значит, он уже самозанятый. Когда мы узнаем истинные масштабы безработицы – тогда и поймем всю глубину и ужас проблемы. Деньги из Национального фонда нужно направлять на создание новых предприятий, продукция которых будет востребована на внутреннем рынке, а не закачивать их в банки, увеличивая и без того немалые доходы наших финансистов. Для молодых нужно создать все условия получения образования, особенно технического. Обучение на самые востребованные рабочие, технические и инженерные профессии сделать бесплатным, продумав систему трудоустройства по получении диплома. Молодых нужно обеспечивать и жильем – это важнейший вопрос. И не через кабальную ипотеку, а связав воедино получение жилья и созидательный труд. Чтобы молодому человеку было выгоднее работать на заводе, на стройке, в конструкторском бюро, чем стоять на рынке или таксовать. Нужна политическая воля государства, чтобы власть показала своими реальными действиями, что ей нужен народ, сплоченный какой-то идеей, а не сборище самозанятых. Кстати, такая позиция опасна и для власти. Ведь народ в конце концов может и додуматься до такой мысли: если почти все мы самозанятые и сами себя кормим – то зачем нам вообще какая-либо власть?

Завершаю я свое выступление мнением одного из пользователей интернета, высказанным в Сети как раз по этой проблеме. «В председательствующей в ОБСЕ стране, где основная часть трудоспособного населения находится вне зоны закона о труде и имеет ограниченную социальную защиту, является стыдливым и неприличным явлением. Такие аналоги могут быть только в странах Африки и в некоторых бедных странах Азии». Хорошо сказано, добавить нечего. Как говорится, глас народа.



www.neokomsomol.kz