ОБРАТНАЯ СТОРОНА СКАНДАЛА

Газета "Flash!"

Земельные споры между представителями лесного хозяйства и владельцами коттеджей, дач и баз отдыха на побережье Бухтармы вышли на новый этап. Инициативная группа от имени нескольких десятков собственников ожидают постановления Верховного суда РК, куда они обратились с просьбой отменить предыдущие решения судов.

Об этом конфликте писали многие республиканские и местные СМИ, но почти никто не ставил под сомнение законность и объективность суда, который удовлетворил иск прокуратуры Зыряновского района к районным структурам: акимату, отделу земельных отношений и управлению юстиции. Напомним, судебное решение отменило пункт 1 постановления акимата Зыряновского района №1848 от 2005 года, по которому около 600 Га земли перевели из категории запаса в рекреацию, после чего началась продажа этих территорий в частную собственность. Нынешние владельцы земли считают данные судебные решения не законными и приводят свои веские доводы.

Так, в разрез с законом, основанием для отмены п.1 постановления №1848 стало предположение судьи о том, что эти спорные земли являются гослесфондом, а право лесовладения, опять же по предположению, принадлежит ГУ «Усть-Каменогорское государственное учреждение лесного хозяйства» (далее – ГУ). Эти предположения вытекают из того, что акимат Зыряновского района якобы знал о том, что спорные территории входят в гослесфонд. Но он не мог знать о том, что не было свершившимся фактом, так как ГУ до сих пор не имеет прав на эту землю. Кроме того, согласно постановлению Верховного суда РК от 11.07.03 «О судебном решении», решение не может быть основано на предположениях об обстоятельствах дела.

Оппоненты лесников утверждают, что это именно они являются собственниками земли, потому что имеют все подтверждающие их право документы, при оформлении права собственности они выполнили все установленные законодательством процедуры. То есть, эти люди являются добросовестными приобретателями и платят налоги. ГУ, напротив, не имеет никакого права на земли, о которых идет речь в постановлении акимата Зыряновского района № 1848. В соответствии со ст.128 Земельного кодекса РК землями гослесфонда признаются земельные участки предоставленные в постоянное землепользование для нужд лесного хозяйства. Предоставление права – это процедура, которую нужно выполнить в полном соответствии со ст.43 Земельного кодекса РК.



Предъявите документы!

В частности, она включает в себя разработку и утверждение землеустроительного проекта, решение исполнительного органа, установление границ участка на местности, изготовление и выдачу документов, удостоверяющих право на землю, госрегистрацию этого права. Разработка и утверждение землеустроительного проекта, установление границ участка на местности относятся к землеустроительным работам, которые в соответствии со ст.150 Земельного кодекса РК могут проводить только юрлица и граждане, получившие в установленном порядке лицензии. ГУ землеустроительных работ не сделало, установление границ земельного участка не произвело и не имеет записи в едином земельном кадастре о наличии права на оспариваемый земельный участок, что подтверждается справкой из ГосНПЦзем – единственной организации в ВКО, которая ведет земельный кадастр. ГУ утверждает, что границы земельных участков устанавливали их егеря, но это как минимум не соответствует законодательству РК, так как они не имеют лицензии, да и как можно установить границы не существующего участка. Самое главное, в суде представители лесного хозяйства не предоставили ни одного документа, в том числе и акта, который бы свидетельствовал о предоставлении им права землепользования. Справка из юстиции подтверждает, что лесники не зарегистрировали право землепользования, а согласно закону, право землепользования возникает с момента его государственной регистрации. Далее, ст.22 Лесного кодекса РК прямо утверждает, что право лесовладения возникает на праве землепользования. А раз у ГУ нет права землепользования, следовательно, нет и права лесовладения! Лесоустроительные проекты, которые лесники называют правоустанавливающими документами, на деле таковыми не являются. Это – лишь обязательные нормативные акты для ведения лесного хозяйства, которые разрабатываются на определенный ревизионный период. Но для того чтобы, заниматься лесным хозяйством, необходимо иметь право лесовладения, которого у ГУ нет. Согласно Земельному кодексу РК к правоустанавливающим документам относятся правовые акты исполнительных органов о предоставлении права на землю, договоры купли-продажи или иной сделки по отчуждению участка, решения судов о признании права частной собственности, права землепользования и пр. Говоря иначе, ГУ не является лесовладельцем, о чем прокуратура г. Усть-Каменогорска в своем представлении от 23.09.2008 года прямо заявила! Земли, охватываемые постановлением акимата Зыряновского района, № 1848 не являются гослесфондом, поскольку факт предоставления кому-либо права землепользования и лесовладения на участок гослесфонда отсутствует, соответственно отсутствует и сам земельный участок гослесфонда. А земля гослесфонда не может существовать вне земельного участка, границы которого должны быть установлены на местности, а сам участок должен быть закреплен за субъектами земельных правоотношений в соответствии с Земельным кодексом РК. Постановление № 1848, по мнению инициативной группы, соответствует закону, так как в соответствии со ст. 137 Земельного кодекса РК землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность или землепользование, находящиеся в ведении районных исполнительных органов.



С точностью до наоборот

Интересно, что ГУ еще в 2006 году оспаривало в суде право на землю в районе Бухтармы, но проиграло, в котором так же фигурировало постановление № 1848. Уже сам этот факт говорит о том, что и в лесном хозяйстве, и прокуратуре, вопреки их заявлениям на недавних судебных процессах, знали о существовании этого документа еще в то время. Забавно, но тогда прокурор был на стороне акимата Зыряновского района, а не по другую сторону, как сейчас! Да и служители Фемиды в 2006 году однозначно пришли к выводу, что у ГУ нет права на эти земли, потому что отсутствуют записи в государственном земельном кадастре, нет границ на местности, госрегистрации, государственного акта на право землепользования. Также суд обратил внимание на то, что ГУ, подавая иск на акимат Зыряновского района, пропустило сроки исковой давности без уважительной причины. Лесной кодекс РК уже тогда требовал подтверждения права лесовладения госактом на землю, но такого документа у лесников не было. Более того, обязательное наличие актов на землю гослесфонда требовал и Лесной кодекс РК от 1993 года. Данный факт говорит о том, что ГУ игнорирует законодательство РК на протяжении всего времени существования независимого Государства.

Почему же недавний суд, который вынес решение уже в пользу лесников, признал, что сроки исковой давности не пропущены и ГУ может предъявлять свое право на спорные участки? Судьи почему-то не увидели нарушений ст.286 ГПК РК, по которой, в случае отклонения протеста прокурора на незаконный нормативный правовой акт, прокурор обращается с заявлением в суд в десятидневный срок с момента получения сообщения о результатах рассмотрения протеста. В нашем случае прокурор Зыряновского района, полагавший, что постановление № 1848 незаконно, при подаче иска пропустил указанный десятидневный срок. А суд первой и второй инстанции проигнорировали вышеназванную норму права, несмотря на просьбы акимата Зыряновского района. Так же пропущен и общий срок исковой давности установленный в 3 года, при этом не названо ни одной причины, по которой ГУ и прокуратура не могли подать иск в установленный срок. Более того, ГУ и прокуратура не просили суд признать срок не пропущенным, что это – инициатива суда? И, что немаловажно, на все процессы не была приглашена третья сторона – собственники земли, право собственности которых нарушается вынесенным судебным решением. Таким образом, по мнению инициативной группы, оно подлежит отмене, независимо от доводов жалобы и протеста, поскольку суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Сейчас параллельно с рассмотрением дела в Верховном суде местные органы Фемиды рассматривают иски от ГУ, в которых лесники требуют отменить все последующие за постановлением № 1848 документы акимата Зыряновского района о передаче земли в частную собственность. В случае, если судьи будут не на стороне нынешних владельцев коттеджей и дачных участков, они лишатся своего имущества. А может, проблему придется «разруливать» другими, всем хорошо известными способами? Наверное, не случайно представители инициативной группы называют происходящее переделом собственности, который происходит именно при нынешнем областном руководстве.

Для того, чтобы противостоять этому произволу, инициативная группа создала интернет сайт www.antileshoz.info на котором они разместили документы, подтверждающие свои доводы, а также открытое письмо в Генеральную прокуратуру РК.



Георгий САНДИНОВ