В ТУПИКЕ

Газета "Flash!"

БЫЛЬ О НЕСОСТОЯВШИХСЯ АКЦИОНЕРАХ

Именно так можно охарактеризовать порядком затянувшуюся историю, которая тянется за акционерами АО «УК ГЭС», АО «Шульбинская ГЭС» и АО «Самрук-Энерго».


Напомним вкратце читателям историю вопроса. Во время предоставления в концессию в 1997 году двух гидростанций ВКО (Шульбинской и Усть-Каменогорской) под управление американской компании «АЭС Сантри Пауэр Лимитед», американцы успокаивали всех, что взамен, помимо всей основной деятельности будут исправно выплачивать дивиденды по акциям вновь образованных акционерных обществ, названных выше. Причём на полном серьёзе утверждали, что «пора жить цивилизованно, приобретать акции и жить безбедно на дивиденды от них, как это, мол, сплошь и рядом происходит у них на родине». Под эту сурдинку они проводили массовое сокращение трудовых коллективов станций, которые тогда наивно верили, что теперь заживут, как «белые люди», то есть хоть и без работы, но на дивиденды. Будущее казалось этим несостоявшимся рантье упоительным. Всего таких мечтавших «срубить капусты по лёгкому» набралось около 9000 человек, которым досталось примерно четверть миллиона акций номинальной стоимостью по 100 тенге с гарантированным размером дивиденда по 10 тенге за акцию. Основным же держателем акций в размере чуть более 90% от всего объёма выпущенных ценных бумаг сейчас стало акционерное общество «Самрук- Энерго», входящее в Казахстанский холдинг по управлению государственными активами, то есть по сути государственная компания.

Шли годы. Росли тарифы на электроэнергию, сокращались инвестиции в производство, сойдя почти на нет. Прибыли новых хозяев были видимо нешуточными, вот только делиться с ними они не считали для себя нужным. Дивидендов по акциям как не было, так и нет до сих пор. Наконец, осознав полную бесперспективность для себя дальнейшего сотрудничества с концессионерами, правительство медленно и тяжело стало задумываться о возвращении стратегических объектов под национальное руководство. Процесс этот развивается неспешно и в лучшем случае закончится не ранее «родимого» семнадцатого годочка. По мере приближения дня «Х» всё большее волнение охватывает доморощенных рантье. Вдруг повторится избитый для нашей действительности сценарий – тихий и внезапный отъезд концессионеров на родину, вот вам и взятки гладки. (А почему, вдруг, именно так и случится – к бабке не ходи). С другой стороны, до 2017 года дотянут далеко не все акционеры. Ведь уже сейчас, по неполным данным, из 8836 первоначальных акционеров, 700 ушли в мир иной, 1000 переселились за рубеж, а ещё порядка 600 стали лежачими инвалидами. Вот и предпринимают оставшиеся отчаянные попытки сдвинуть намертво застывший камень по выплатам дивидендов.

К кому и куда они только не обращались за помощью! Перебрали всех местных акимов, пытались задействовать на этом поприще «нашенских» депутатов в парламенте, писали письма, взывая в них как к правящим кругам, так и к системной парламентской оппозиции (тому же Косареву), всё безрезультатно! Одни обещали быстро разобраться и разрешить проблему, но потом как-то невнятно шли на попятную. Другие с самого начала даже не пытались браться за это дело (видимо самые информированные). Ответ на запрос к самим концессионерам, оказался почти издевательским – американцы ответили, что они перечислили 1 млрд. тенге на выплаты дивидендов, но этот миллиард они уплатили не акционерам, а государству, поскольку такой механизм выплат и был зафиксирован в первоначальном договоре о предоставлении концессии. Теперь же, предлагают американцы, разбирайтесь со своим правительством – куда оно дело ваши дивиденды. Возразить из Усть-Каменогорска на это утверждение, тем более ни разу не видя за все годы ожидания текст того секретного договора, конечно, трудно. Нет, пытаются, больше для очистки совести, сделать запрос по этому поводу в Счётный комитет, возможно даже в какую-то международную арбитражную контору что-то написать, но, похоже, уже и сами акционеры не верят, что хоть кто-то может им помочь, ибо тайна сия велика есть.

Обречённость

Именно такой отпечаток на лицах можно было увидеть у собравшихся на очередное ежегодное собрание акционеров, состоявшееся 29 марта в зале облсовпрофа. Причём это относились как к правлению, в лице директоров АО УК ГЭС – Владимира Устьянцева, и АО Шульбинская ГЭС Василия Волкова, так и к порядка пятидесяти собравшихся акционеров. И только лицо представителя «Самрук-Энерго» Аулета Примбетова выглядело равнодушным ко всему происходящему. Он все два часа, находясь в президиуме собрания, демонстративно жевал жвачку, не вступая ни в какие дебаты. И это представитель компании, владеющей более 90% пакета акций! По логике, именно «Самрук-Энерго», также не получающая дивидендов, должна была быть самым активным участником борьбы. Но в таком случае с кем прикажете ей (госструктуре) бороться – с собственным правительством?! Таких прецедентов в нашей стране не может быть по определению! А раз не положено дивидендов ей, то на что остаётся надеяться горстке единоличников-акционеров? Только на ноль! Даже на минус! Ведь все эти долгие годы акционеры по закону обязаны проводить аудиторские проверки, печатать их результаты в газете, проводить собрания, арендовать помещения – это всё живые деньги, не виртуальные, как на злосчастных акциях. За долгое время только по этим расходам набежало более 4 миллионов долгов. Что любопытно – занимает деньги горе – акционерам АО «Бухтарминская ГЭС». Так сказать, корпоративная солидарность, хотя, там наверняка догадываются, что это потерянные деньги.

Собрание строило различные версии на тему – кто виноват? Тут и подозрительный список аффилированных лиц акционерного общества, куда затесались самые разные персоны – например, небезызвестный Тимур Кулибаев и бывший аким ВКО Юрий Лавриненко. Но эта тема оказалась настолько юридически сложной, что от неё отступились. Не найдя никаких практических шагов по выходу из тупика, собрание завершилось. Некоторые высказались за то, чтобы самораспуститься, и не питать несбыточных иллюзий насчёт безмятежной старости от сливочных дивидендов.

Думается, что с этим можно повременить, хотя бы для того, чтобы просто узнать в будущем – где же «потерялись» деньги акционеров? Даже из чистого любопытства. Можно даже ставки делать, кто правильнее угадает. Надеяться на то, что рассекретят договоры с американцами от 1997 года – в ближайшее время не приходится. Слишком много действующих лиц до сих пор при делах. Но даже если прольётся свет на жульничество американцев, то и здесь вытребовать с них законное вряд ли удастся. Ведь это надо будет судиться, да не в каком-то горсуде, а наверняка в Лондоне (мировая судебная столица). Риск огромный, можно и дела не выиграть и кучу миллионов потерять на издержки. На это, кстати, американцы намекали ещё года три назад, сразу убавив прыти некоторым патриотам-чиновникам. Скорее всего, надо терпеть до тех пор, пока не договорятся правительство с концессионерами о единой для них трактовке событий, потому сдаётся, что деньги акционеров утекли в оба эти ручейка. А пока в Усть-Каменогорске время от времени возникают конторы, где скупают акции гидростанций за полцены. Значит это кому-то нужно.

Сергей МИХЕЕВ