СУДЕЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Газета "Flash!"

Копеечные пенсии, никакого социального пакета, работа с утра до ночи без выходных и праздников – вот лишь некоторый перечень жалоб судей Восточного Казахстана. Дошло до того, что судьи стали умирать в результате того, что их не отпускают на больничный. Как «горят» на работе, обсуждалось на совещании судей с участием Георгия Кима, председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном суде Республики Казахстан.



Совещание началось с представления нового администратора судов ВКО – Ернура Жунусова, окончившего в 1999 году Восточно-Казахстанский государственный университет по специальности «Правоведение» и дослужившегося до столь высокого поста за 10 лет. До этого он работал следователем военного гарнизона, старшим следователем Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по ВКО. И вот, теперь новое ответственное место, работы непочатый край.



А после торжественного представления последовали вопросы, частью хлесткие и неприятные, но серьезные и своевременные.



Дворники или судьи?



Началось все вопросом о решении социальных проблем судей. Присутствующие стали перечислять свои проблемы: судья, летящий в самолете, не считается находящимся на рабочем месте, а потому не получает никаких выплат. Даже командировочных. Если судья уходит на больничный, то позволить себе может только 2 дня, так как остальные дни не оплачиваются. Если же кто-то уходит в декретный отпуск, то вся нагрузка ложится по делам на оставшихся, причем это никак не отражается на их заработной плате. А нагрузка и без того на каждого о-ё-ёй! Кто-то даже возмущенно высказал, что приходится работать с 8 до 20 часов без выходных.



И ведь несправедливость наблюдается не только в этом! Судьям приходится лечиться на общих основаниях в обычных поликлиниках и СВА – стоять и толкаться в очередях, среди нотариусов и адвокатов, ждать приема. Что сильно ущемляет статус судебной системы. А посему, Мухамеджан Пакирдинов, председатель Восточно-Казахстанского областного суда, пожелал, чтобы судьи лечились в нормальных лечебных заведениях.



Затронули пенсии. И начался всеобщий гвалт. Ведь это смешно, как отметили присутствующие – рядовой постовой, участковый или дорожный полицейский, выйдя на пенсию в звании лейтенанта, получает больше, чем судья районного, областного или Верховного суда. У судьи обычная пенсия 30 тысяч. У судьи областного масштаба 40 тысяч.



– И получается вся жизнь насмарку?! А судьям и на пенсии хочется кушать, – делились тревогой участники заседания. – А что получается? Что дворник проработал, пошел на 40 тысяч, что судья проработал. Где же высокий статус судьи?



Строить – не ломать



Не в лучшем состоянии и материально-техническое обеспечение судов. Председатель Усть-Каменогорского городского суда, воодушевленная обещаниями решить все вопросы, рассказала, в каком состоянии находится суд: капремонт не делался ни разу, архив находится в непроветриваемом подвале на 8 помещений, одно из которых в этом году затопило водой. На 25 судей и работников всего 63 кабинета и 9 залов судебного заседания. Судьям приходится ждать очереди на зал в фойе. Было видно, что председатель радеет душой за своих подопечных.



В районах суды соседствуют в зданиях с ЗАГСами, БТИ и так далее. Усть-Каменогорский административный суд находится на 7 этаже здания, в котором действуют самые разные организации. Суд №2 соседствует со Специализированным межрайонным экономическим судом.



Техника в судах сильно устарела. Сейчас по Республике нужно списывать 7 тысяч компьютеров. Практически все нуждаются в чистке, так как в некоторых судах они виснут.



Здание областного суда также делят две организации. Кроме того, оно находится вплотную к тротуару. Все это в плане безопасности очень серьезно. Нуждается оно и в ремонте. И председатель обещал отремонтировать все кабинеты судей:



– Судья должен работать в хороших условиях, – заключил Мухамеджан Пакирдинов.



P.S. Когда материал уже был готов в печать, стало известно, что вопрос о материальном обеспечении судей поставлен депутатом мажилиса Ираком Елекеевым.



Чтобы казахстанские суды были независимы и праведны, мало конституционного закона о статусе судей. Необходимо восстановить институт пожизненного содержания судей, считает депутат мажилиса Ирак Елекеев.



В настоящее время, пенсионное законодательство предусматривает выплату пенсий судьям на общих основаниях. С 1 января 2007 года, для судей дополнительно были установлены обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере 10 % от ежемесячного дохода судьи за счет средств республиканского бюджета. Однако размер пенсий судей остается низким.



Европейская хартия “О законе о статусе судей” предусматривает для судей, достигших возраста для выхода в отставку, пенсию, уровень которой должен быть близок к уровню их последней заработной платы в качестве судьи.



Пожизненное содержание судей осуществляется во многих странах постсоветского пространства. К примеру, в Украине размер данной выплаты составляет 90% от заработной платы, России – до 85%, Азербайджане и Таджикистане – до 80%, Армении – 75%.



В депутатском запросе на имя премьер-министра Карима Масимова, озвученном на пленарном заседании нижней палаты на этой неделе, мажилисмен вспомнил, что подобные выплаты ранее производились и в Казахстане.



Так, Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона Республики Казахстан “О дополнительных мерах по повышению уровня материального и социального обеспечения судей судов РК” от 18 апреля 1994 года, предусматривалось пожизненное содержание судей в размере 60-70%. Данные нормы утратили силу, хотя Конституционный закон “О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан” устанавливает запрет на ухудшение материального и социального обеспечения судей.



Пожизненное пенсионное обеспечение судей может носить альтернативный характер. То есть, при выходе в отставку у судей будет возможность выбора – ежемесячно получать пенсию как прежде или же отказаться от 20-процентных пенсионных накоплений и получать ежемесячное содержание.



К примеру, в 2011 году предположительно в отставку выйдут около 43 судей. У каждого из них в настоящее время пенсионные накопления составляют около 3 млн. тенге. Если все 43 судьи будут получать пожизненное содержание, то ежегодно из бюджета придется выделять на эти цели 121 млн. тенге. Вместе с тем, бюджет не останется в накладе. В казну вернется часть пенсионных накоплений судей – всего около 180 млн. тенге.



Алексей БОЖКОВ