ГАЗОМ ПО ГОРЛУ

Газета "Flash!"

«Газом по горлу – и в больницу», – так можно перефразировать известную фразу из фильма «Джентльмены удачи» применительно к суровой действительности Усть-Каменогорска. Однако в больницу вряд ли кто пойдет. Всем известно, что врачи поставят диагноз ОРЗ. Хотя, все знают, что это ожог горла от выбросов. Сковавшее обручем першение, удушающий, душераздирающий, проникающий до печенки кашель – такое состояние знакомо каждому горожанину. По несколько раз в год нам случается попасть в шлейф выбросов – и понеслось. Облепиховое масло, «Кызыл май», таблетки-леденцы с шалфеем от кашля – вот и все, что мы можем противопоставить этому.



На прошедшем недавно экологическом форуме было много выступлений. Да вот реальной пользы от таких мероприятий – никакой. Уже тошно смотреть, как многочисленные природоохранные структуры, живущие на бюджетные деньги, в очередной раз признаются, что они даже не могут определить источники загрязнения. В воздух выбрасывается несколько десятков вредных веществ, а замеры можно сделать всего по 5-6. Спрашивается, а на кой ляд вы тогда вообще нужны?



Единственный аким, который хоть что-то пытался сделать для улучшения экологического состояния города – это Магзам Баяндаров. После памятного всем выброса 4 марта 2005 года он ходатайствовал перед природоохранным прокурором о возбуждении уголовного дела по факту обращения в больницу 4 человек с диагнозом «Отравление неизвестным газом» и подал представление об увольнении руководителей контролирующих и природоохранных служб. Тогда это вызвало настоящий шок во властных кругах. Правда, чиновники быстро оправились. Уголовное дело было прекращено, природоохранные структуры заняли круговую оборону и выстояли, никого не уволили. Некие очень высшие силы, заинтересованные в том, чтобы все оставалось так, как есть, не дали энергичному акиму довести дело до конца. Но сама попытка заслуживает уважения.



А хотим ли мы, горожане, чтобы все оставалось так, как есть? Странный вопрос – скажут читатели. Конечно, нет. Да, на словах, наверное, не хотим. А на деле? Последний экологический митинг в городе состоялся 20 октября 2002 года. На нем присутствовало 1,5 тыс. человек, в подавляющей массе – пенсионеры. У людей среднего и молодого возраста весь протест сводится к звонкам в редакции газет в дни выбросов и НМУ: «Дышать невозможно, задыхаемся, сделайте что-нибудь!». Да мы-то делаем, пишем об этом и заявляем свою журналистскую и гражданскую позицию. А что делаете вы, уважаемые читатели и земляки? В прошлом году в нескольких номерах подряд мы опубликовали цикл статей по вопросу о признании города зоной экологического бедствия. Какая реакция? Да всего несколько телефонных звонков, да и то, судя по голосам, от читателей уже солидного возраста. Но они-то уже прожили большую часть своей жизни. А как будут жить в такой атмосфере сегодняшние малыши? Как им тяжело, если взрослые, сильные мужики задыхаются и заходятся в кашле? Они-то за что страдают? Почему молчат родители?



Вот и получается, что есть многочисленные структуры, призванные следить за состоянием экологии, «Казцинк» на самом деле вкладывает немалые средства на природоохранные мероприятия, хорошие деньги собираются и в качестве платы за т.н. эмиссию в окружающую среду, уже несколько лет действует новый, и, в принципе неплохой Экологический Кодекс – а ситуация не меняется. Мы как задыхались, так и задыхаемся. Чиновникам легче всего свалить все на автотранспорт. А еще нам говорят, что по уровню выбросов мы перешли с первых мест то ли на 6-е, то ли на 8-е место в Казахстане.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ