О некоторых вопросах в системе образования и науки РК

Газета "Flash!"

(Окончание. Начало в №12-13, 2017 г.)3. Проблемы аттестации научно-педагогических кадров

В одном из ВУЗов нашей страны не так давно был такой случай. Одного доктора технических наук приняли на работу в должности старшего преподавателя и он проработал таковым целый год. В чем контраст и негатив этой ситуации? Дело в том, что, по традиционной, классической мировой схеме градации научных степеней, доктор наук, диссертация которого соответствует требованиям и стандартам Высшей Аттестационной Комисии СССР является самой высшей научной степенью. Это пиковая вершина, дальше которой — больше некуда. Общеизвестно, что за этим лежит многолетний напряженный труд, целый ряд принципиально новых научных открытий, достойных мирового признания. Если еще выше планку поднять – то человек может просто не выдержать и сорваться. Говоря проще, он может уйти в мир иной от чрезмерной перегрузки и других невзгод. А ведь ученый должен успеть еще при жизни организовать научную школу, обучить там молодежь, выпустить высококвалифицированных специалистов с ученой степенью. Далее, вместе со своими учениками он должен организовать лаборатории, доказать в них что-то важное и новое, наладить связь с производством, организовать выпуск каких-то новых изделий, технологических новшеств и так далее. То есть при правильной и здоровой логике жизни, организации труда и при правильных нормативно — правовых отношениях в обществе все должно быть прекрасно, и ученый человек становится экономически важным инструментом для развития. И тогда каждый ученый будет приносить огромную пользу не только своей стране, но и всему человечеству.

В Советское время существовал международный закон (соглашение), что кандидат наук СССР автоматически признавался как PhD–доктор философии в США и в других развитых странах мира и безоговорочно принимался на работу с его дипломом кандидата наук по системе Советского Союза. А доктор наук по системе СССР считался уже высшим пилотажем во всех научных и образовательных учреждениях всего мира. Они занимали самые высокие позиции и должности во всех научных институтах и университетах мира автоматически и безоговорочно.

Вернемся теперь к началу разговора. В нашей стране для присвоения ученых степеней и званий придерживаются приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 128 (приложение № 1). Отметим негативные стороны данного закона и положения. Цитируем отрывок.

«Ученое звание ассоциированного профессора (доцента) присваивается лицам, имеющим ученую степень и работающим в данной организации на полной ставке и имеющим:

1) непрерывный стаж научной и/или научно-педагогической деятельности в данной организации не менее 3 (трех) лет после защиты диссертации, в том числе 2 (двух) лет в должности не ниже доцента (ассоциированного профессора) ВУЗа или соответствующей должности в научной организации;

2) не менее 14 (четырнадцати) научных трудов по запрашиваемой специальности, опубликованных после защиты диссертации, в том числе:

не менее 10 (десяти) в изданиях, рекомендуемых Комитетом;

не менее 2 (двух) — в международных научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI Web of Knowledge, Tomson Reuters) ненулевой импакт фактор;

не менее 2 (двух) докладов в материалах зарубежных международных конференций.

3) монографии или рекомендованного Ученым советом и изданного за последние 3 (три) года индивидуально написанного учебного пособия, используемого в образовательном процессе не менее 1 (одного) учебного года, объемом не менее 6 (шести) печатных листов, или лица, защитившего диссертацию под его руководством и имеющего ученую степень».

Эти три пункта относятся к званию ассоциированный профессор (доцент). А звание профессора содержит в два раза больше требований и правил. То есть еще труднее этого более чем в два раза, как по содержанию, так и по объему работ.

Отмеченные три пункта требований и правил ввергают нашего ученого в непосильную кабалу, являются не логичными и их очень трудно выполнить в разумном промежутке времени. Следовательно, эти законы слишком завышены и перетянуты. Докажем это. В области естественных, точных и технических наук содержание PhD — диссертации может быть изложено (отражено) обычно в объеме 3 – 4 научных статей в журнале. Получается, что человек (уже имеющий степень PhD или кандидата наук) должен выполнить в 3,5 раза больший объем научных исследований и получить научные результаты, чтобы дойти до межи только по одному 2-му пункту требований. Речь идет о 14 научных статьях, указанных в этом пункте. И это в то время, когда в ВУЗе теперь основная его работа заключается в преподавании, а не в проведении индивидуальных научных исследований. На последнее у него даже времени не будет. Надо в начале провести исследования, получить результаты, обработать их, произвести расчеты, написать статью и только потом подать на публикацию. На написание и опубликование одной серьезной научной статьи в области естественных и технических наук уходит минимум от полутора до двух лет. Поэтому, эти правила и требования МОН воспринимаются всеми как определенное издевательство над нашими учеными. Возможно, что эти законы и правила писали и внедряли в жизнь люди, не прошедшие тяжелую школу подготовки научных кадров! Далекие от научной и педагогической деятельности.

Не правильно, что в наших требованиях указана только одна зарубежная информационная база – Томсон Рейтер, которая исторически возникла и развивалась на территории США. В требованиях комитета отсутствуют ряд других мощных, равноправных международных информационных баз индексирования и цитирования: Scopus (европейская), РИНЦ (Российская), Compendex (Elsevier), Index Copernicus International (ICI) и другие. Кроме импакт фактора (IF) (численного показателя важности научного журнала), относящегося к базе цитирования Томсон Рейтер, имеются другие международные наукометрические показатели, которые также не отражены в требованиях и правилах 2011 года. В научном мире не принято возвеличивать одних и не замечать других. Это не правильно в корне.

Многие казахстанские ученые сильно пострадали от неудачных попыток иметь публикации в журналах с IF импакт фактором по системе Томсон Рейтер. Появились шустряки и «дельцы», которые регулярно обманывают наших ученых. Эти «дельцы» рассылают несведущим нашим ученым электронные письма, в которых говорят, что помогут опубликоваться в журналах Томсон Рейтер. За полный комплект помощи они требуют до тысячи $ за одну статью. Люди оплачивают. Потом узнают, что эти журналы обманные, и не входят в базу цитирования Томсон Рейтер. Каково же испытать такой обман при маленькой зарплате наших ученых и преподавателей! Нет никакой помощи со стороны МОН РК преподавателям и ученым в публикации наших статей, изданных ранее в казахстанских и российских журналах на русском языке. То есть, завышенные и жесткие требования поставили, а помощи никакой не оказали! Сравнимо с тем, что кинули в воду не умеющего плавать ребенка. Да еще ругают и потешаются над ним. Некоторые ректоры не обоснованно принимают жесткие меры давления на тех, кто не имеет публикаций по системе Томсон Рейтер.

Просто необходимо существенно изменить требования МОН РК в сторону смягчения, уменьшения чрезмерной сложности ее выполнения и упрощения. Надо сделать эти правила гибче, чтобы они соответствовали реалиям сегодняшней нашей жизни, обстоятельствам в научном мире и материальному достатку каждого ученого и преподавателя. Обязательно признать публикации в журналах ВАК РФ, индексацию по базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) наравне с Томсон Рейтер. Также необходимо признать равными и другие международные публикации и базы! Любого из трех пунктов требований должно быть достаточно для получения ученым человеком звания ассоциированного или полного профессора.

Очевидно, что надо уважать и ценить докторов наук, соответствующих еще Советским требованиям ВАК СССР. Аналогичные правила и требования к диссертациям выполнялись в нашей стране до 2011 года. Можно сказать, что казахстанский доктор наук до 2011 года соответствует доктору наук СССР! В некоторых местах требования были еще более высокими. И не надо ставить этих людей в такие унизительные условия, когда какой-то ВУЗ принимает их на работу в должности старшего преподавателя. На этой должности раньше могли работать преподаватели, не имеющие никаких ученых степеней. Достаточно было отличных профессиональных знаний и умения хорошо преподавать и обучать.

По сути, звания доцент (ассоциированный профессор), профессор (полный профессор) – это звания, которые должны присуждаться в основном за педагогическую работу, а не за результаты чисто научных достижений. У нас образовалась не правильная последовательная цепочка по восходящей: магистр наук, PhD, кандидат наук, доктор наук, ассоциированный профессор (доцент), профессор (полный профессор). Две последние не заслуженно, не справедливо и не логично оказались на самой дальней вершине этой цепочки. А по правильной логике, любой PhD или кандидат наук при трудоустройстве в ВУЗ должен иметь право автоматически занимать должность ассоциированного профессора (доцента). В то же время доктор наук должен автоматически, безоговорочно приниматься на должность профессора любого университета. Так и было во времена Дмитрия Менделеева. Тогда даже магистры наук могли работать профессорами больших университетов. Другими словами, должно быть так — чтобы получить должность профессора в ВУЗе не обязательно быть доктором наук или PhD. На мой взгляд, эти две цепочки ученых степеней должны идти параллельно, а не располагаться последовательно друг за другом. Первая цепочка (научные степени): магистр наук, PhD, кандидат наук, доктор наук. Эта дорога более важна в НИИ (научно — исследовательский институт), где занимаются чисто наукой, не преподают. Вторая цепочка: преподаватель, старший преподаватель, доцент (ассоциированный профессор), профессор (полный профессор). Эта дорога более важна в учебном заведении.

При нынешней системе легко и всех настоящих докторов наук довести до пенсии, при этом, не поднимая их выше должности старшего преподавателя. Так и не дав им никакой возможности раскрыться для полной отдачи их научного и творческого потенциала. Иначе говоря, у перетянутой гайки срывается резьба. МОН РК должен курировать только ученые степени: магистр наук, PhD, кандидат наук, доктор наук. А научные звания: преподаватель, старший преподаватель, доцент (ассоциированный профессор), профессор — должны относиться только к компетенции самого ВУЗа, назначаться внутри него, самостоятельно. Эти звания были и остаются, по сути, только лишь рабочими должностями в отдельном ВУЗе. Другими словами, надо дать больше свободы действий и самостоятельности самому ВУЗу. Это будет в духе современных мировых тенденций развития общества.

С наилучшими пожеланиям всем, завершаем эту статью.



Айкен Актогаев, кандидат технических наук.