О ВОЗДУХЕ, ВОДЕ И НЕ ТОЛЬКО…

Газета "Flash!"

Любопытно, но факт: как только в городе нечем дышать и в воздухе резко ощущается всевозможный набор вредных и пахучих выбросов – людская молва тут же приписывает это «Казцинку». Мол, опять «травят». Между тем, это далеко не так. И не всё столь однозначно.

«Казцинк» сегодняшний – вовсе не тот, что был в начале и середине 90-х годов ХХ века. И даже не тот, что 10 лет назад. Для тех, кто хоть немного вник в проблему, попытался разобраться в ней – очевидны существенные, кардинальные сдвиги относительно тех же выбросов. Разработаны и запущены в действие экологические программы. Вся политика ТОО «Казцинк» в последние годы направлена на то, чтобы минимизировать ущерб, причиняемый его производством, человеку и природе. Открытость – вот основной принцип работы предприятия. Его регулярно посещают депутаты и журналисты, всевозможные экологические комиссии и представители «Казгидромета». Практически, деятельность предприятия просвечена, как рентгеном! И нет ничего тайного, что не стало бы явным. Взять, к примеру, последние летние месяцы нынешнего года. В редкие знойные дни, когда в Усть-Каменогорске уж вовсе нечем было дышать, в чём только не винили «Казцинк»: и запах тухлых яиц, мол, оттуда, и медный завод, дескать, запустили, вот и «травят». Однако, вскоре выяснилось, что запах никакого отношения к «Казцинку» не имеет. И хотя истинный виновник так и не признался в содеянном, после ряда государственных проверок «Казцинк» от себя подозрения отмёл. Интересно, столь же часто проверяют УМЗ, ТМК, УК ТЭЦ и других гигантов-загрязнителей, которые, в отличие от «Казцинка», затихарились, как мыши в церковном подполе? Потихоньку делают своё дело, и молчат. Ни тебе ежемесячных брифингов для журналистов, ни пристального внимания общественности! Удобно устроились, ничего не скажешь.

Между тем, только одна УК ТЭЦ выдаёт в атмосферу города 50% всей пыли, оседающей в наших лёгких. А «Казцинк» лишь 4%. По выбросам диоксида азота УК ТЭЦ стойко даёт 2 ПДК. Т.е. идёт постоянное превышение предельной санитарной нормы в 2 раза! И это не считая возможной радиоактивности от сгорания угля из месторождения Каражыра, расположенного на Семипалатинском ядерном полигоне. Уголёк для нашей ТЭЦ там начали черпать практически сразу после закрытия полигона. А в последние годы на ТЭЦ отказались от поставок из других месторождений. Но кто хоть раз проверял уголь из Каражыры на присутствие в нём смертоносного плутония, стронция, цезия и других «продуктов» ядерных испытаний? И не потому ли мы все в последние годы чувствуем себя всё хуже и хуже? Этой проблемой никто до сих пор не занимался. Но, думается, настала пора!

А «Казцинк» стабильно из месяца в месяц уменьшает показатели своих выбросов. К примеру, диоксид серы (сернистый ангидрид), о котором в народе ходят легенды и анекдоты, до мая 2010 года присутствовал в атмосфере по показателям в 2 ПДК, а с мая его выбросы на свинцовом заводе уменьшили до 1 ПДК. И не превышают эту планку. На предприятии запущен проект «Новая металлургия», с вводом которого выбросы диоксида серы планируется уменьшить ещё на 13 тысяч тонн в год, поскольку свинец будут получать не по старой технологии, как её называют сами металлурги «грязной», а но новой, экологически чистой.

Вместе с тем на «Казцинке» заработает и новая уникальная система водооборота. По сути это означает, что любые вредные сбросы в реку Ульба фактически ликвидированы. Водооборот закольцован. И для этого была проделана огромная работа.

— Наша задача была завернуть всю промышленную воду в процесс после очистки до необходимых технических нормативов. И вновь использовать на нужды цехов и подразделений,- говорит начальник службы по поддержке производства УК металлургического комплекса ТОО «Казцинк» Казтай Такеев. – Для этого были заменены и реконструированы очистные сооружения. Созданы современные локальные системы. Построены два новых отстойника. Для очистки используются новейшие реагенты, с учётом биоврастания, отложения солей…



6546 (2)

По уверению специалистов и экологов «Казцинка», подобной системы водооборота нет во всём мире. Даже на хвалёном Западе, славящемся своими экологическими новинками, ни один комбинат не обходится без вредных сбросов в реки и водоёмы. А на «Казцинке» уже решили эту проблему. Девиз: «Ни одной вредной капли в реку!» – претворён в жизнь. Даже определённые технологии, ранее требующие воды, на предприятии поменяли на безводные. В созданной системе водооборота – сплошь новейшая немецкая техника. Всё автоматизировано. Полный компьютерный контроль. Негативное влияние человеческого фактора абсолютно исключено. В случае аварии или ремонта водные потоки будут перенаправлены из одной локальной системы в другую.

— Многих устькаменогорцев волнует вопрос увеличения вредных сбросов в экосистему после запуска медного завода,- делится главный эколог ТОО «Казцинк» Борис Колпаков.- Волноваться не надо, ни увеличения выбросов, ни сбросов не произойдёт. В частности, что касается воды – мы пошли по пути полного исключения вредного воздействия на воду. Иными словами – воду замкнули практически всю! В производственном цикле. Понесли многомиллиардные затраты, но иначе было никак!

Уже сегодня на промышленном комплексе достигнута 98-процентная степень водооборота. При таких показателях доля «Казцинка» в сбросах всех предприятий Усть-Каменогорска не превышает 1% по объёму стоков, и 2% по массе загрязняющих веществ. Выходит, что на качество воды в реке Ульба металлургический комплекс «Казцинка» практически не влияет. Это подтверждают результаты, как ведомственного, так и государственного мониторинга. Вот бы и другим предприятиям взять пример с «Казцинка»!

— Пить воду прямо из Ульбы ещё нельзя, но купаться в реке уже можно!- утверждает ведущий специалист службы по поддержке производства УК МК ТОО «Казцинк» Наталья Рыльская.- За 10 последних лет вода в Ульбе стала чище в 10 раз! Это факт.

Но, даже, несмотря на значительные успехи, на «Казцинке» продолжается модернизация системы оборотного бессточного водоснабжения.

— Мы ищем новые технологии, чтобы «замкнуть в обороте» столько же воды, сколько сейчас находится в действующей системе водоснабжения УК МК, – продолжает Б.Колпаков.- Чтобы степень водооборота была не 98%, а все 100%. Думаю, найдём решение. Подобные мероприятия мы целенаправленно проводим и в области. Так, нами значительно улучшена система водооборота на Зыряновском ГОК, запущены новые очистные сооружения в Риддере. Шахтные воды Риддер-Сокольного рудника хотим после очистки подавать на Риддерский металлургический комплекс, а не брать из речки Громотухи.

Принцип: чем больше воды в водообороте, тем меньше сбросов в экосистему. Такова суть политики «Казцинка». И, кстати, не только по воде, но, как и отметил выше, по всем направлениям влияния производства на окружающий мир.



Сергей Васильев