ОБ УРАНЕ, БЕРИЛЛИИ И БАНКЕ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА

Газета "Flash!"

ИСТОРИЯ

Министерство среднего машиностроения (СРЕДМАШ) было создано в СССР после ядерной бомбардировки авиацией США японских городов Хиросимы и Нагасаки. Первым министром Средмаша, с предоставлением ему практически неограниченных полномочий, по личному приказу Иосифа Виссарионовича Сталина был назначен Лаврентий Берия. Создание «ядерного щита» СССР было главной задачей Средмаша, поскольку «опыт Хиросимы» уже доказал всему миру, что реальность уничтожения человечества существует. В условиях послевоенной разрухи, еще не оправившееся от военных потрясений народное хозяйство СССР сконцентрировало для этой цели громадные ресурсы. На базе Средмаша было создано фактически «государство в государстве», со своими силовыми структурами и органами надзора, подчинявшиеся министерству и КГБ. С этого времени по всей территории СССР развернулась организация всевозможных НИИ, уникальных производств и массовое строительство целых городов «закрытого» типа, под номерами «почтовых ящиков». После известных событий 1953 года и устранения Лаврентия Берия, бессменным министром Среднего машиностроения был назначен Ефим Славский, под руководством которого и развивалась отрасль.


Ульбинский Металлургический завод (УМЗ) был создан в Усть-Каменогорске в 1949 году, как часть системы „Средмаша“, с учетом частичного использования уже имеющегося в то время в городе научного и производственного потенциала министерства цветной металлургии СССР (СЦК и НИИ) по указанию Л.П. Берия. Затем завод „отпочковался“ в самостоятельную градообразующую структуру, специализировавшуюся, в основном, на урановом, а впоследствии и производстве редких металлов (в том числе и бериллиевом).

ЧЕМ ОПАСЕН БЕРИЛЛИЙ

Поскольку бериллиевое производство для жителей Усть-Каменогорска имеет до сих пор негативные и далеко идущие последствия, приведу некоторые подробности, касающиеся его токсикологии.

Металлургия бериллиевого производства начала развиваться на УМЗ в пятидесятых годах, в связи с потребностью выпуска оболочек (»полусфер") для атомных бомб и резко возросших потребностей в бериллии и его применении: в системах компьютерных технологий и автоматизированных системах управлений, оборонной, радиоэлектронной и других отраслях промышленности.

Бериллий обладает антимагнитными и антикоррозийными свойствами, а его добавки в другие металлы (медь, алюминий, титан и так далее), значительно увеличивают их прочность и придают этим сплавам (лигатуре) все вышеперечисленные уникальные свойства.

Желание использовать бериллий в современных производствах и спрос на него очень велики, однако, до недавнего времени бериллиевое производство существовало только в двух странах мира: СССР и США. Другие страны просто боялись его производить, по причине непредсказуемости его токсикологии и отсутствия необходимых знаний мировой науки по данной проблеме.

В США завод по производству бериллия находится за сорок километров от ближайшего населенного пункта, и все работы там ведутся вахтовым методом с санитарным контролем всех работающих, при выходе их за территорию завода.

У нас – бериллиевое и урановое производства находятся в черте города, что само по себе уже характерный показатель. Есть опасность растаскивания пыли работниками завода через обувь и одежду. Где гарантия, что обеспечивается полная стерильность?

Чаще всего пыль и аэрозоли бериллия проникают в организм через органы дыхания и поражают их в первую очередь. Вокруг внедренных частиц бериллия образуется «капсула», которая не позволяет им контактировать со здоровыми клетками, но при простудах и ОРЗ эта капсула рассасывается и бериллий продолжает свое негативное воздействие.

«Коварность» бериллиевой токсикации состоит в том, что внедряясь в организм человека, тонкодисперсные частицы бериллия, сразу и явно себя не проявляют и «ждут», когда иммунная система человека ослабнет до определенного (критического) уровня, после чего начинают токсикцию, «перерождая» контактирующие с ними здоровые клетки в больные, не исключено, что и раковые.

Процесс этот растягивается на годы и даже на десятилетия, в зависимости от иммунитета и ускоряясь при обострении. Обычно этим больным ставят диагноз «хронический бронхит», а профзаболевание работающим на УМЗ устанавливала специальная комиссия, под руководством представителя Института Гигиены Морского Транспорта в Петербурге.

Сейчас НИИ краевой патологии профзаболеваниями на УМЗ практически не занимается и тем более не удостоверяет их документально!

Эти подробности о бериллиевой токсикации не преследуют цели по «нагнетанию напряженности», а приведены, чтобы показать реальную опасность.

Что касается урана, то он, в любом виде, как известно, способствует ослаблению иммунной системы и, доведя ее до критического уровня, позволяет бериллию, который считается мощнейшим канцерогеном известным в науке, начать проявлять свои канцерогенные свойства.

Уникальность бериллия состоит также и в том, что он, согласно таблице Менделеева, в два раза легче кислорода, а его тонкая фракция пыли и особенно аэрозоли, имеют «нулевую» парусность и практически не осаждаются.

Рамки данной публикации не позволяют более подробно рассмотреть вопрос о причинах аварии на бериллиевом производстве УМЗ (в сентябре 1990 года). Хотя это стоит того, чтобы обнародовать в СМИ. Но, думается, что и перечисленного достаточно, чтобы каждый здравомыслящий читатель сделал вывод о недопустимости размещения бериллиевого и уранового производств не только на одной территории, но и в одном городе.

НУЖЕН ЛИ НАМ БАНК ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА?

Существующее на УМЗ реальное положение в этом вопросе мировое сообщество и общественность города должны расценивать как серьезную угрозу жизни и здоровью. А потому, нужно отбросив всяческие «реверансы» с чиновниками всех рангов выразить свою позицию по решению о размещении на территории УМЗ склада по хранению низкообогащенного урана (НОУ), или, Банка ядерного топлива, как еще называют этот проект.

Сейчас нет необходимости создавать «ядерный щит» Родины, так же как и добывать уран в таком количестве. Печальный опыт Чернобыля и Фукусимы уже заставил многие развитые страны отказаться от его использования в атомной энергетике.

Мизерные «подачки на компенсацию» не решат экологическую проблему оздоровления населения и территории нашего города и области. На фоне проблемы выживания населения города и области сиюминутные выгоды и попытки заработать «дешевый» авторитет, имидж, выглядят весьма печально, как с точки зрения технического решения, экологии, так и общечеловеческих, моральных принципов.

К вопросу о доверии к официальным лицам и министерствам (включая МАГАТЭ), курирующим вопросы экологической безопасности, в том числе и размещения на территории УМЗ склада НОУ, то он не выдерживает даже элементарного критического анализа. Достаточно вспомнить, что прежний руководитель «Казатомпрома» осужден к длительному лишению свободы за хищения на вверенном производстве и попытку продажи стратегических урановых месторождений. Кстати, Мухтар Джакишев был одним из инициаторов ввоза в Казахстан радиоактивных отходов других стран для захоронения.

Поэтому в сложившейся ситуации нельзя исключить вариант «чудесного» превращения проекта склада низкообогащенного урана в могильник отходов АЭС. Емкость предполагаемого склада НОУ на УМЗ, равная одному вагону (60 тонн), предложение со стороны только одной Франции о выплате стране, принявшей отходы французских АЭС, не менее 6 миллиардов евро – позволяют предположить организацию склада НОУ, как «пробную фишку» для возможного захоронения ядерных отходов

Радиоактивные отходы АЭС, как и предполагал в свое время академик Александров, сейчас стали основным фактором отказа ведущих стран мира от атомной энергетики, поскольку их количество уже стало реальной угрозой жизни на земле.

ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ. НО ПОЗВОЛЯТ ЛИ ОЛИГАРХИ?

Альтернативой атомной энергетике вполне могут быть возобновляемые и энергосберегающие технологии получения тепла и электричества за счет энергии земли, не наносящие ее экологии какого – либо вреда.

Одним из вариантов таких технологий может быть проект «Способ утилизации тепла из проточных жидкотекучих сред с использованием тепловых насосных установок (ТНУ) повышенной мощности», разработкой которого автор занимался более 15 лет.

Его суть заключается в том, что использование тепловых насосных установок позволяет снабжать теплом и горячей водой, не только отдельные здания, а целые районы, поселки и города, используя тепло проточных вод рек, сбросных оборотных вод промпредприятий, и магистральных трубопроводов, перекачивающих жидкотекучие продукты.

Утилизированное тепло восстанавливается за счет тепла земли, либо за счет тепла производственных циклов предприятий, используется на хозяйственные нужды и помогает решать многие технологические вопросы.

При этом не надо сжигать топливо и загрязнять атмосферу техногенными выбросами. Но «человеческий фактор» и «экономическая целесообразность» стоят непреодолимым барьером на пути реализации проекта. А как же иначе? Ведь если такие проекты будут внедрены, то многие монополисты, олигархи, и прочие «сильные мира сего» потеряют свои баснословные, многомиллиардные прибыли, получаемые за счет нашего здоровья и хищнического отношения к ресурсам Земли. Вряд ли они позволят потерять свои прибыли. В этом и весь секрет.

Владимир ПОПОВ