БОГАТАЯ БЕДНАЯ ОБЛАСТЬ

Газета "Flash!"

«Глава Государства Нурсултан Назарбаев принял акима Восточно-Казахстанской области Бердыбека Сапарбаева.

Аким области проинформировал Президента об итогах социально-экономического развития региона за 2011 и первый квартал 2012 года. В области наблюдается положительная динамика социально-экономического развития. Так, объем валового регионального продукта за прошлый год возрос на 25% и составил 1,6 трлн. тенге.


Положительная тенденция развития сохранена и в текущем году. По итогам 1 квартала рост объема промышленной продукции составил 29,1%.

В рамках Карты индустриализации за 2010-2011 годы реализован 21 инвестиционный проект на сумму 155 млрд. тенге, создано 1,5 тыс. новых рабочих мест. До 2015 года планируется реализация 37 инвестиционных проектов на сумму 608,0 млрд. тенге.

В рамках реализации Послания главы государства в области определено 47 опорных сельских населенных пунктов, на развитие которых в 2012 – 2014 гг. будет направлено 49,8 млрд. тенге, в том числе – 27,0 млрд. тенге частных инвестиций. Также презентована концепция создания транспортно-логистической системы Восточно-Казахстанской области и развития города Курчатов как наукограда, что требует разработки Закона «О наукоградах».

Главе государства доложено о выполнении его поручений по развитию пчеловодства, мараловодства и туризма, реализации пилотного проекта модернизации системы технического и профессионального образования.

P.S. Решением Национального Совета по подготовке профессионально-технических кадров от 16 апреля 2012 года области присвоен статус пилотной зоны по модернизации системы технического и профессионального образования.

Президент отметил высокие показатели роста экономики в области. Вместе с тем, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на ряд проблемных вопросов.

«Область является дотационной, порядка 74% бюджета составляют трансферты из республиканского бюджета. Необходимо снижать эту зависимость. Кроме того, в Восточно-Казахстанской области низкие показатели в сфере здравоохранения, особенно это касается онкологических заболеваний. Необходимо создавать новые рабочие места. В целом промышленное производство растет, область развивается. Теперь важно уделить внимание развитию социальной сферы», – сказал Президент Казахстана.

По итогам встречи Нурсултан Назарбаев поставил перед акимом области ряд задач и дал конкретные поручения.

Информационный центр ВКО».

Такое сообщение об итогах встречи Президента с акимом области поступило в редакцию. Можно сказать, что отчет главы региона прошел успешно. Президент только сделал замечание, что область является дотационной, 74% бюджета составляют трансферты из республики. Действительно, это так. Но, по всей видимости, Президента вряд ли проинформировали обо всей структуре финансового положения Восточного Казахстана. Прочитав это сообщение, жители других регионов республики могут сказать: «Вот ВКО – нахлебник, живет за счет помощи из Центра!». Так что, на самом деле наш промышленно развитый край не в состоянии обеспечить себя?

Обратимся к цифрам. Так, аким области Бердыбек Сапарбаев сообщил главе государства, что валовый региональный продукт составил 1,6 трлн. тенге. Огромная цифра! Вот вклад Восточного Казахстана в экономический потенциал страны. Разве при таком масштабе экономики область не может быть самодостаточной?

В прошлом году, по данным областного налогового департамента в ВКО собрано налогов и сборов 151,6 млрд. тенге при прогнозе в 144,8 млрд. Рост налоговых поступлений составил по сравнению с 2010 годом 46,1 млрд. тенге. При этом обращаем внимание – в республиканский бюджет поступило 98,7 млрд. тенге (на 34,1 млрд. больше, чем в 2010 году). А в местный бюджет пошло 52,9 млрд. тенге, с ростом к показателю 2010 года на 7,5 млрд. Вот вам и все объяснение «дотационности» Восточно-Казахстанской области! Подавляющая часть налогов идет в республиканский бюджет. В республиканскую казну идут такие крупные налоги, как налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог. Представьте, какой подоходный налог с годовой прибыли платит тот же «Казцинк», УМЗ или ТМК! Эти поступления прямиком идут в республиканский бюджет. Местные налоги – это подоходный налог с физических лиц, социальный налог, земельный, имущественный налоги, налог с транспорта, сборы с торгующих на рынке, акцизы, штрафы. По своим размерам это гораздо меньшие суммы. Да и собираются эти налоги гораздо труднее. В малом и среднем бизнесе работодатели, как правило, занижают зарплату, что ведет к снижению подоходного и социального налогов. Земельный и имущественный народ обычно платит осенью, тянет до последнего, до 1 октября. Так же тянут и владельцы машин. Акцизы тоже трудно собираются. Сколько в области продается спиртного из других регионов Казахстана, из России. Акцизы они платят по месту нахождения завода. В местный бюджет поступают только акцизы от местных производителей спиртного. А продукция того же «Адиля» особой популярностью не пользуется. К тому же, часть торговли спиртным выведена в «тень». Все знают торговые точки на знаменитой улице Колхозной в Усть-Каменогорске, что рядом с винзаводом. Там любому желающему нальют нужное количество водочки прямо из фляги. Без всякого обмана. Дадут на пробу стопочку, да еще и соленый огурчик закусить. Сервис! И не зарастает туда народная тропа, все об этом знают, но торговля процветает. Как то мы подняли эту тему у себя в газете, но правоохранители нам ответили, что для наказания торговцев нужно провести контрольный закуп спиртного не менее чем на 500 МРП. Короче, закупить нужно цистерну нелегальной водки, тогда и дело только можно заводить! А вот если купят полицейские бутылку-полторашку, это не считается, по этому факту торговцев халявной водкой трогать нельзя!

Остаются торговцы на рынках, для них в этом году городской маслихат поднял сбор за право торговли. И штрафы. Штрафуют жолполовцы. Сейчас вот стали штрафовать за брошенный на улице мусор, за плевок. И это правильно. Но разве сопоставимы эти суммы с налогом на прибыль металлургических гигантов?!

Вот и получается совсем неприглядная картина. Областной бюджет промышленно развитой области в нынешнем году состоит из собственных доходов всего-навсего в 18,2 млрд. тенге! Зато трансфертов из республиканского бюджета направляется 60, 6 млрд. тенге. Напомним, что трансферты направляются на строго назначенные цели, например, на какое-либо строительство. Субвенций из Астаны нам поступает аж 89,6 млрд. тенге! Это почти такая же сумма, какая перечисляется областью в республику. Субвенции можно расходовать на разные цели по решению местных органов. Еще в 2012 году в ВКО поступит из республики 5,3 млрд. тенге кредитов. А кредиты, как известно, нужно возвращать. Выходит, что область зарабатывает вполне достаточно средств, чтобы быть экономически самостоятельной. Но подавляющая часть этих средств идет в республиканский бюджет. Потом эти деньги, вроде бы в область и возвращаются в виде трансфертов и субвенций. Но еще нужно приложить немало усилий, чтобы убедить правительство выделить эти трансферты и субвенции. Получается, что область выступает в роли просительницы, как какая – нибудь действительно депрессивная.

Когда разваливали Советский Союз, говорили, что все средства забирает Москва. А потом, может быть, и дает что-то в республики. Хотя, если разобраться, Москва на самом деле больше давала в союзные республики, чем забирала. Эту, централизованную систему, как называли ее перестройщики, развалили, вместе с ней развалили и Союз. Но уже в новых независимых государствах создалась своя, внутренняя сверхцентрализованная система. Доходы крупных, развитых регионов забирает Центр. А затем распределяет их по своему усмотрению.

Мы уже сообщали нашим читателям, что, к примеру, бюджет Астаны в этом году составляет 260 млрд. 924 млн. тенге. Из них только трансферты из республиканского бюджета составляют 147 млрд. 409 млн. тенге. А бюджет всей ВКО, превышающей по численности столицу, всего около 175 млрд. тенге. Ну, а уж бюджет Усть-Каменогорска и вовсе даже близко несопоставим с бюджетом столицы – он составляет всего 20,8 млрд. тенге, в 13 раз меньше астанинского бюджета! Это при том, что население в столице больше чем в Усть-Каменогорске всего в 2 с лишним раза (673 тыс. жителей в Астане в 2010 году, и чуть более 300 тысяч в областном центре ВКО). Бюджет Усть-Каменогорска еще и дефицитный, т.к. расходов в нем запланировано больше чем доходов (23,4 млрд. тенге). Такой скромный городской бюджет сформирован при том, что объем промышленной продукции в Усть-Каменогорске составил в прошлом году 432,8 млрд. тенге! А налогов и сборов в бюджеты всех уровней в городе собрано в 2010 году 99, 795 млрд. тенге! По области, напомним, собрано 151,6 млрд. Львиная, нет, не львиная, а слоновья доля всех налоговых поступлений собирается в Усть-Каменогорске. Его жители дышат газом, выбросами промышленных предприятий, фактически платят за промышленное могущество города своим здоровьем. А что они имеют взамен? Мизерный городской бюджет, не позволяющий решить ни одну городскую проблему. Это бюджет выживания, а не бюджет развития. Справедлива ли такая бюджетная система?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ